Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Том 5 (2024) Выпуск 1
Текущий выпуск
Содержание текущего выпуска
КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЭКОПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И РОЛЬ ИСКУССТВ
КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЭКОПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И РОЛЬ ИСКУССТВ
КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЭКОПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И РОЛЬ ИСКУССТВ

 

Мы живем во времена экологического кризиса. Окружающий нас мир природы страдает от промышленного загрязнения, войн и несбалансированного развития нынешней цивилизации. Концепция антропоцена связана с представлением о том, что земная жизнь сегодня уже не является независимой от человеческой деятельности. Это фактически означает, что мы создали такую среду, которая ставит нас на грань самоуничтожения. Однако, хотя мы и являемся частью природы, у нас есть особые отношения с ней, такие отношения, которые обозначаются термином «экопоэзис». «Поэзис» - это греческое слово, означающее «творчество», способность реагировать на то, что явлено нам как данность, на которую мы можем определенным образом влиять, формируя ее, чтобы раскрыть ее потенциалы, в том числе, ее красоту. 

УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Экологическая цивилизация представляет собой потенциальное будущее человечества, обеспечивающее процветание на возрожденной Земле. Это потребует трансформации нынешней экономики, политики и культуры, что приведет к созданию фундаментально другой цивилизации, основанной на других ценностях, целях и поведении людей. Автор статьи полагает, что экологическая цивилизация может возникнуть в результате формирования человеческого общества на основе мудрости природы — тех же основных принципов, которые сохраняли природную экологию здоровой и устойчивой на протяжении миллионов лет. Подобное восприятие перспектив человечества вдохновляет инициативные группы людей по всему миру, и, хотя создание экологической цивилизации представляется еще далеким, в результате активности людей оно может оказаться более близким.  

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИИ И ЭКОПОЭЗИСА
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИИ И ЭКОПОЭЗИСА
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИИ И ЭКОПОЭЗИСА

 

Hеспособность эффективно противостоять основным проблемам, стоящим перед человечеством, в том числе, глобальному экологическому кризису, объясняется дефицитом критического анализа коренных причин этих проблем. Рассмотрение этих причин с позиций политической философии позволяет обнаружить порочные основания глобальных структур власти и их динамики, действующих в нынешнем мировом порядке в качестве его гегемонов. Эти порочные основания, в свою очередь, связаны с молчаливым принятием культурного дуализма, проявляющегося в противостоянии естественных и гуманитарных наук, при том, что последние оказались маргинализированы. Чтобы преодолеть этот дуализм и маргинализацию гуманитарных наук, а также защитить коммунитарную этическую и политическую философию, сделать их реальной силой в противостоянии с господствующим мышлением и структурами власти, необходимо обратиться к экологии, опереться на концепцию экопоэзиса. 

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГО-КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГО-КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГО-КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Рассмотрена возможность организации зарубежной сети русских международных школ как культурно-образовательного ресурса в многополярном мире. Показано, что отечественные философская и педагогическая мысль, а также психологическая наука позволяют создать современную модель общеобразовательной школы на основе национальных научных и педагогических достижений. Методологической основой содержания русской международной школы может стать эколого-космическая образовательная парадигма, базирующаяся на работах русских философов-космистов (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С. Соловьёв, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский и др.), «живой этике» Н. и Е. Рерих, а также учении о ноосфере В.И. Вернадского, космической педагогике К.Н. Вентцеля и концепции междисциплинарного изучения системы «природа – человек и человечество – природа» Б.Г. Ананьева. Такой подход полностью соответствует современным взглядам на краеугольное значение формирования экоцентрического типа сознания населения планеты взамен антропоцентрического.

 

ПРИРОДНЫЙ АРХЕТИП ЛУНЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ
ПРИРОДНЫЙ АРХЕТИП ЛУНЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ
ПРИРОДНЫЙ АРХЕТИП ЛУНЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

 

В статье рассматривается влияние Луны как небесного тела Солнечной системы, тесно связанного с Землей, на человека. Показано, как посредством творческой активности во взаимодействии человека с данным небесным телом происходит формирование новых смыслов и форм опыта и их обновление в культуре. Луна при этом выступает не только в качестве физического объекта, но и одного из природных архетипов, с участием которого происходит реализация определенного набора человеческих потенциалов в их единстве с жизненной средой, целостной экосистемой. При рассмотрении Луны как природного феномена особое внимание обращается на те виды деятельности, когда она воспринимается через призму непрагматического, художественно-эстетического опыта, тесно связанного с переживанием красоты. При рассмотрении такого модуса восприятия Луны привлекаются понятия поэзиса и экопоэзиса.

Избранные статьи
1302.25
Мы живем во времена экологического кризиса. Окружающий нас мир природы страдает от промышленного загрязнения, войн и несбалансированного развития нынешней цивилизации. Концепция антропоцена связана с представлением о том, что земная жизнь сегодня уже не является независимой от человеческой деятельности. Это фактически означает, что мы создали такую среду, которая ставит нас на грань самоуничтожения. Однако, хотя мы и являемся частью природы, у нас есть особые отношения с ней, такие отношения, которые обозначаются термином «экопоэзис». «Поэзис» - это греческое слово, означающее «творчество», способность реагировать на то, что явлено нам как данность, на которую мы можем определенным образом влиять, формируя ее, чтобы раскрыть ее потенциалы, в том числе, ее красоту. 
0201.25
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из цикла "Так говорил Талиесин", Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля- наш дом".
3112.24
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из стихотворного цикла "Так говорил Талиесин", произведения Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля - наш дом".
0312.24
В статье обсуждаются вопросы неоднозначного отношения между природой и искусством, проявляющегося в работах художников и в арт-терапии. Комментируются работы некоторых современных художников, обращавшихся к изображению природы или исследованию отношений человека к природе, таких как Йозеф Бойс, Энди Голдсуорси, Клод Моне, Томас Вреде. Приводится краткое описание примеров художественного оформления психиатрической больницы в г. Мюнстере (Германия), а также взаимодействия с миром природы во время занятий арт-терапией, в частности, пациентов с онкологическими заболеваниями.
2211.24

В статье анализируется роль фотографии в развитии позитивной связи человека с природой. Представлены и проиллюстрированы примерами фотографий и фотопроектов некоторые причины, по которым фотография может быть ценным средством природоориентированных практик, поддерживающих развитие экологического сознания. Рассмотрены некоторые соображения, почему фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, чувствовать контроль над окружающей средой, развивает экологическую идентичность, осознанность и чувство физического присутствия в среде.

Название
Рецензии и интервью
Новости и события
Памяти Джона Кобба
2024-12-31 12:07:39Памяти Джона Кобба

26 декабря 2024 г. скончался Джон Кобб - всемирно известный философ процесса в третьем поколении, одна из наиболее ярких фигур конструктивного постмодернизма, экологический философ, пионер теории экологической цивилизации и выдающийся теолог процессов. Его почитали как «экологического мудреца», мыслителя, преданного жизни на Земле и общей судьбе человечества.

Информационный бюллетень Environmental Arts Therapy UK (лето)
2024-08-19 07:51:29Информационный бюллетень Environmental Arts Therapy UK (лето)

В этом информационном бюллетене, опубликованном Environmental Arts Therapy UK, представлены мероприятия и обзоры, инициированные растущим сообществом терапевтов по экологическому искусству, движимых потребностью развивать жизненно важные связи между природой, психотерапией, творчеством и чрезвычайной экологической ситуацией в области климата. В период растущего кризиса и страданий на нашей планете терапия искусством формируется социальными и политическими силами, которые генерируют изменения, одним из таких изменений является объединение идей и сообществ, чтобы мы могли расти и поддерживать творческую практику друг друга в интересах человека и природы.

16-ый Клермонтский международный форум экологической цивилизации
2023-05-27 21:06:0216-ый Клермонтский международный форум экологической цивилизации

Клермонтский международный форум экологической цивилизации (также известный как Клермонтский экофорум) является самым ранним и крупнейшим форумом по экологической цивилизации на Западе. 16-ый Международный Форум Экологической Цивилизации и 5-й Международный Молодежный Форум Экологической Цивилизации прошли 25-27 мая 2023 года в онлайн-режиме. Их основной темой стала «глубокая трансформация в интересах экологической цивилизации». Форум проводится Институтом постмодернистского Китая и Центром изучения процессов с 2006 года. Миссия форума состоит в том, чтобы собрать вместе творческих ученых, лидеров некоммерческих организаций, государственных чиновников и ведущих активистов, китайских и некитайских, для изучения новых мировоззрений, нового образа мышления, новых моделей развития, нового способа органического земледелия и новых моделей образования при переходе к экологической цивилизации.

Памяти Ньютона Харрисона
2022-10-01 21:34:04Памяти Ньютона Харрисона

Ньютон Харрисон, который вместе со своей женой Хелен Майер Харрисон был основателем движения эко-арта, умер в возрасте 89 лет 4 сентября в Санта-Крус (шт. Калифорния). Профессор, директор Центра изучения форс-мажорных обстоятельств Калифорнийского университета в Санта-Круз, директор «Harrisons Studio» и почетный профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего, на протяжении последних двух лет своей жизни он также был членом Редакционного Совета журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»

Богатство народа Шотландии
2021-05-07 17:19:44Богатство народа Шотландии
Ньютон Харрисон подготовил новую работу под названием «Богатство народа Шотландии». В этой работе на 10 изображениях и в 10 текстах он делится своим видением, как Шотландия может успешно и эффективно пережить глобальное потепление. Показаны некоторые изображения и тексты проекта «Богатство народа Шотландии», недавно представленного в рамках биеннале TaiPei. Вскоре проект снова покажут в Шотландии, поскольку страна в ближайшее время намерена развернуть активное обсуждение перспектив жизни в условиях температурного шока.
Актуальное видео
НЬЮТОН ХАРРИСОН. СЕНСОРИУМ ДЛЯ МИРОВОГО ОКЕАНА
2021-08-12 09:04:40НЬЮТОН ХАРРИСОН. СЕНСОРИУМ ДЛЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

Сенсориум – это одновременно произведение искусства и научная разработка, целью которых является решение проблем мирового океана. Идея Сенсориума принадлежит пионеру экологического искусства Ньютону Харрисону, работающему на базе Центра изучения форс-мажорных обстоятельств при Калифорнийском университете в Санта-Крус. Сенсориум представлен автором как попытка решить проблему продолжающегося вырождения мирового океана, своего рода «интерфейс», посредством которого человечество может вступить в диалог с жизненной сетью мирового океана. 

ЛИЛИЯ ШАРАФИЕВА – О ПРАКТИКЕ ЛАНДШАФТНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ
2020-06-28 17:35:15ЛИЛИЯ ШАРАФИЕВА – О ПРАКТИКЕ ЛАНДШАФТНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ

Психолог, ландшафтный дизайнер Лилия Шарафиева рассказывает о проведении программы «Сад души» на базе ботанического сада, помогая участникам тренинга развивать свои отношения с природной средой с целью оздоровления и самопознания. В основе тренинга лежат экопсихологические представления о том, что природная среда способна выступать в качестве зеркала душевных качеств человека.

АЛЕКСАНДРА КИРИЛЛОВА - О ВОКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КАК СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ
2020-05-04 14:24:00АЛЕКСАНДРА КИРИЛЛОВА - О ВОКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КАК СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ
Александра Кириллова, певица, психолог, ведущая голосовых практик, рассказывает о пении, работе с голосом, которые основаны на синхронизации состояния человека, его внутренней природы, с состоянием природной среды, установлении на этой основе глубокой исцеляющей связи с миром природы, конкретным ландшафтом.
ВЛАДИСЛАВ ГРИШИН О РОЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ДЛЯ ПОДЕРЖКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
2020-04-22 22:10:12ВЛАДИСЛАВ ГРИШИН О РОЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ДЛЯ ПОДЕРЖКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Владислав Гришин, режиссер и сценарист документального фильма «Медведи Камчатки», делится своими впечатлениями о работе над фильмом, его способности передавать зрителям непосредственный опыт взаимодействия с природной средой и ее обитателями, поддерживать в них импульс движения навстречу природе
ЛЕОНИД ТИШКОВ ОБ УЧАСТИИ ХУДОЖНИКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
2020-02-09 13:33:41ЛЕОНИД ТИШКОВ ОБ УЧАСТИИ ХУДОЖНИКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Художник Леонид Тишков рассказывает о своем участии в ряде проектов, помогающих обратить внимание на проблемы экологии и роли изобразительного искусства в продвижении экологических ценностей

Избранные художники

Художница из Санкт-Петербурга, Александра Дворникова, дала интервью нашему журналу, рассказав о своем творчестве и его связи с природой, о роли художника в продвижении экологических ценностей и экологической культуры, формировании экологического сознания, об общении с миром природы как источнике вдохновения, красоты и исцеления.

Во времена экологического и кризиса музыка является мощной силой, которая может сплачивать людей, соединять сердца и пробуждать сочувствие, доверие и понимание. Музыка обладает терапевтической силой, способна выражать глубокие переживания в ситуации усугубляющегося экологического неблагополучия. Музыка – это универсальный язык, понятный представителям всех культур. Именно из этих свойств музыки, самого ее сердца родился проект «Алхимия создания терапевтических песен», инициированный Кэрри Герберт, музыкантом и автором песен.

 

Психолог, музыкант, композитор Вадим Рябиков - о сотворчестве с миром природы, геопоэтике, экологическом горе, пси-географической музыке как особом способе взаимодействия человека с природными ландшафтами, превращении переживания ландшафта в эстетические образы, способные изменить наше отношение к окружающей среде и оказать исцеляющее воздействие на нас и наш жизненный мир.

Музыкант, композитор, поэтесса и певица Рия Волкова рассказывает о своем музыкальном творчестве, связанном с игрой на гуслях, своем отношении к традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада России и ее связи с новыми музыкальными направлениями, а также о значении природы для своего творчества.

Один из пионеров и лидеров движения эко-арта, Ньютон Харрисон рассказывает об истории появления данного направления в искусстве и его формах и задачах на современном этапе его развития, о том, как искусство может влиять на общественное мнение и позицию власти и бизнеса, касающиеся вопросов экологии. Рассматривается необходимость союза искусства и науки, широкого междисциплинарного сотрудничества в интересах устойчивого развития, о роли поэтического слова и форм современного искусства в противодействии экологическому кризису.

Художницы из Нью-Йорка, Джин Дэвис и Нэнси Ву, дали интервью нашему журналу, в котором рассказали о своих творческих поисках, связанных с экологически-ориентированным искусством, созданной ими студии (Resurrect Studio). Деятельность студии подразумевает сбор разбитых, выброшенных океаном на берег и затем выставленных на свет и представленных в форме произведений искусства стеклянных предметов. Кусочки стекла формируют произведения искусства, рассказывающие историю надежды и вдохновения, банального и прекрасного.

Московский художник Максим Дёмин дал интервью нашему журналу, рассказав о связи своего творчества с традиционной иконографией, взаимодействии со средой, временем и пространством, своем исследовании естественных динамик и жизненных циклов натуральных материалов и объектов, духовных источниках творчества.

«Воспоминания о будущем» — это экопоэтический проект художника и преподавателя экспрессивных искусств, цель которого — привлечь внимание к проблеме исчезновения кактуса опунции на Балеарских островах и в материковой части Испании из-за чумы, распространяемой насекомым кошенилью. Вдохновленный произведениями Донны Харауэй, в частности, ее книгой «Оставаться с проблемой», автор создала сюрреалистические сцены как форму «спекулятивной басни», объединяя искусственный интеллект, цифровые и аналоговые креативные манипуляции, с целью стимулирования новых повествований и изменений перспективы восприятия экологических проблемы.

О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.