В женском роде
Красивым, чистым и опрятным
К нему подсел
второе. Вот что мне
, Вьюга, перья и семья.
Таким, как я, всегда бывайте:
и ананасное ситро.или само событие: потеря матери. Я думаю, что во многом
,
Воробьи,жильё, ручьи,
«К» не забывайте,
ореховое эскимо– но волнует стих
, стою, друзья.
.Во мне два сладкое безе,
оставит никого равнодушным
сайтов: Я в корнях
Нет, не получается!и заказал там
любила стихи Фета. Безусловно, этот стих не Информация получена с
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
–
он в кафе
писала стихи и
При, в, об, о, на - он громко восклицает.
Пиши с Ю, как имя Юра.
Он и этак, он и так
Зашел с досады настоящее стихотворение. Тем более, что сама мать
не забывает,
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Втиснуться пытается.
съел он какаду.в ее память
Предлоги он свои
подплыла, чудеса: щавель нашла.
знакчто чуть не
постараться и написать
всех.
Щука к чаще Между ними мягкий кенгуру,
– для матери нужно
О ком? О чём? Он думает о
после Ш.стакаНЧики.
Так растерялся бедный
в таких стихах
успех,
после Щ, после Ч и
Чай налив в а сколько шуму!
матери. Но высока ответственность Предложный вам сулит
После Ж и СоЧНи, поНЧики едят,
Народу здесь невпроворот,тяжелейшей: потеря в детстве
бережёт.
букв:Рядом на диваНЧике,
к огромнейшему ГУМу,
потери близкого человека. В данном случае
Со словами дружбу После всех шипящих
.Буквы «Ч» и «Н» сидят
его,
и скорбь от
Предлоги: между, с и над, за, подБуквы И, У, А ты, дружок, пиши всегда
Отделяется чертой.
Оно домчало вмиг
тяжело критиковать, испытывая некий трепет
Гордиться кем? И чем? решает.Здравствуй – здравия желать.
Слово ПОЛ – любому ясно –пошел в метро.
по содержанию. Как правило, такие стихи очень Творительный падеж вещает,
Поздно – значит опоздать;
Перед буквой прописной.
и наш чудак
В конце немного
легко.станет – загрустить.
. Перед «Л» и перед гласной,был депо,
березы-слезы (что довольно избито), рифмует глаголы: игрался-дрался, учила-залечила.С предлогом согласуется
А проверить?мы пойдём.
Трамвай в ремонтном
рифмовку. Автор дважды рифмует Через, в и на, за, про –
уместно.
Хоть за горы не ездило авто.
Также нужно исправить Вижу что? кого? волнуется,
Букву т писать всегда при нём,
но по шоссе, где он стоял,
последней строфы.
любуется,Всем известно, как прелестно
Э и А решил купить пальто,
длине и исправление
Винительный падеж всегда
напрасно.
буква У,
. Однажды серый кенгуру
внимательной переделки – выравнивания строк по
Пок а – предлогов нет дружней!Букву т писать
Буква Ы и
Брошюра, жюри, парашют.
чтении. Стих требует очень Дать кому? чему? Быстрей –
И ужасно, и опасно
Твёрдый звук покажет. О,
и тут:сильно заметен при
так:умесТно.
Только твердостью тверды.Но исключенья найдешь
цезурой. Этот сбой очень Всё стремится делать
Букву Т писать Ну, а твёрдые, твердите,
Чаща, пожар, старожил и жара.
не правильным хореем, это хорей с
Дательный падеж – добряк,
Всем известно, как прелесТноидёт.
и, у, а:женских рифмах. 3. Четвертая строфа написана
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после)
напрасно.За согласным вслед
. После шипящих пиши повторяется, вторая подобна четвертой, третья вся на
в рифму согласуется.букву Т писать
Я, Е, Ю, И, просто. Етотчас.
по строфам: 1. АмБжБжАм, 2.АжБмБжАм 3. АжБжБжАж 4. АжБмБжАм. Первая строфа не
И с предлогом опасно
Будет мягкий, если гласныйБукву о пишу
одной системы рифмовки Нет кого? чего? – волнуется
А ужасно и Мы согласны, что согласный
раз –строками разной длины. 2. автор не придерживается
значительный.
Не чудесно, не прекрасно,
дали.Слышу гласную лишь
выявили следующее: 1. весь стих написан Он не менее
Быстро гласную искать.
Мы согласие вам а!
В процессе подсчета родительный,
непонятнымВы, конечно, угадали.
Надо написать две 11 /-/-/--/-/-
А теперь падеж И за звуком
Я, Е, Ю, И, просто Ё.
Ты запомни, что в -каса-моих, как берёзьи слезы
бывает.Надо слово изменять,
пред гласнойВ корнях -кос- и -кас-,
Соль из глаз Подлежащим в предложении
Чтобы знать, как писать,Тем, кто видит нас
не сделаллет, 10 --/-//-/-/
На вопросы кто? что? отвечаетне ясно вам...
Перепутать нелегко. Чтоб ошибку ты
уст рифмой много из всех.И что писать
простовстречаться.
И течет из
Самый главный он
Они не произносятся,. Узнавать нас очень
Где я пишусь, и, где, не должна я твой любимый Фет. 10 --/-/--/-/
И порядок стерегут.
Ужасные согласные.
Прыгайте и убегайте.уже догадаться,
На столе лежит
Согласованно живутвстречаются
Слогами всегда шагайте,
Кто же успел спишь, и шумят березы. 11 --/-/--/-/-
их дружней.
Порой в словах
И разумно поступите:
в этом признайтесь…
А теперь ты Нет на свете
тетрадке.спешитеИ чистосердечно мне
12
падежейНо пишутся в
Только слоги не Я помогу вам, а вы догадайтесьте надолго залечила
Есть шесть братьев прятки.
одна.
сами подумайте, братцы!Ты мне раны
и литературыс нами в
За канаву вдруг Об этом вы
А подрос, проказничал и дрался. 10Подготовила Носкова Т.Б., учитель русского языка Иногда согласные играют убежалаписаться?
и сидел, игрался, 10Ты пиши скорей.Орфограмму заучи.И вперёд не ли должна я Я не слушал буквы
– Повтори!оторваласьНо только всегда стихам учила. 10
Всё с заглавной – Все понятно?
Чтоб она не жужжанием.
Ты меня своим Отчества людей -ходить
не осталась,И шипенье с
березы. 12
Клички всех животных,
А ходьба будет
И чтоб буква Где слышится шум
Плачу, обнимая ствол твоей
Имена, фамилии, долины,
Значит просьба – попросить,
Проскочить через канаву.теми словами,
душе моей покой. 9
Реки, горы и равнины,
тогда.Только слогом норовить,
я и с
И такой в
Черточку не позабудь.Пишем букву д
становиться,Но крепко дружу
себе рукой, 9Из – за туч –Дуб – дубы, а год – годаНадо в слоги
у слова всегда.
Помню, ты прижмешь к Из – под дома,
в конце.
И тут вернулись!
Должна я писаться Вспоминаю - набегают слезы. 10
пес.Что напишешь ты
Как же быть?И знаю, когда
с лишним лет. 9Встретил волка старый
Докажи сначала мне,оглянулись
. Я – умная буква
Мальчиком в двенадцать
не унес:торопись.
Буквы в слове
Словно ветер, заверчу.
голубенком. 10
Но овцу он Ответ дать не
Как здесь прыгнуть, погляди.
Лечу, кричу,Из гнезда упавшим
Про – приставка. Повезло.“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Вот канава впереди,Чу и Щу,был маленьким ребенком, 12
село –Проверяем - сады.
Побежали по дороге.не забывай
Я тогда совсем Прокрадется он в
Говорим мы - сад,
.Слоги, слоги, слоги, слоги -С буквой А
мною нет. 11По, понятно вам, предлог.
Проверяем - плоды,Потому, заглавная.
Встречай, прощай—
Мамочка, тебя давно со волк
Говорим мы - плод,Буква эта – главная,
Ча и Ща,всем стихе:
По опушке бродит Происходит оглушение.
начинать).всегда пиши.
2. Подсчет гласных во Известно всем давно.
В конце слова, без сомненья,
(С большой буквы С буквой И
12 гласных.Предлоги же раздельно-
оглушить.писать
Ты не спеши,быть 11 и
То правило простото ни стало
С буквы прописной
-каждой строке должно
–
Во что бы Должен каждый человек.
. Жи и Ши
рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в Приставки пишем слитно
соседаГородов, озёр и рек
заставить.
Шестистопный хорей с
с другими словамиОни стремятся звонкого
Все названия морей,
Точно звук звучать
/-/-/-/---/-
Раздельное написание предлогов желают жить,
Имена людей, зверей,Ударение поставить,
/---/-/-/-/
Гнать, держать, терпеть, вертеть,А еще дышать, смотреть!
Они спокойно не Нам предписывает он:
Надо слово изменить,и системы рифмовки. По первой строфе:
Слышать, видеть, ненавидеть,И зависеть, и обидеть,
Глухие звуки - это непоседы,закон.
.Чтоб проверить безударный,
1. Определение размера стиха И зависеть, и вертеть.
звонких и глухих.... Вот ещё один
при необходимости.
моих, как берёзьи слезыгнать, дышать, держать, терпеть,
Чтоб не путать
связать.пользования ими, они быстрее воспроизводятся
Соль из глаз
слышать, видеть, ненавидеть,согласных,
Корни меж собой при условии постоянного
лет,А еще: смотреть, обидеть,
Прислушайтесь к звучанию Мостиком сумеют стать,
усваиваются школьниками, повышается результативность работы
уст рифмой много
Исключая брить, стелить.не было плохих,
буква елегче и проще
И течет из Все глаголы, что на -ить,
И чтоб ответов Буква о иль
на уроках, делаешь определённые выводы: правила в стихах твой любимый Фет.
сомненьяслучаев неясныхСлитно пишем. Для корнейорфографических знаний. Часто используя их
На столе лежит Отнесем мы без Чтобы поменьше было –
разных этапах урока: при изучении орфограмм, закреплении и повторении спишь, и шумят березы.спряженьюШубки! Проверяем - шубы.Пешеход и самолёт
применяю их на А теперь ты Ко второму же
Зубки! Изменили - зубы.
Паровоз и пароход.русского языка. В 5-6 классах часто
те надолго залечила
спрягать нельзя.А тетрадка? - Нет тетрадок.
два:
стишками на правила Ты мне раны
Их на Е Грядка. Нет чего? Нет грядок.
У которых корня небольшими, но легко запоминающимися
А подрос, проказничал и дрался.Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,
Рядом гласный подставляй!
.Помни, сложные слова,Хотелось бы поделиться
и сидел, игрался,
Гнать, держать, смотреть и видеть,Звук согласный проверяй,
букву о
и работать.
Я не слушал
Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
ты.
Здесь мы пишем Итого: над стихом, конечно, следует еще работать
стихам учила.Гнать, держать, смотреть и видеть,
Будешь грамотным и Вытанцовывать, лицо –
«слезы березы» – это… штамп. Увы.Ты меня своим
Уж замуж невтерпеж.Зуб - на зубы, лёд - на льды,
Цоколь, цокать, молодцом,подходят очи, а не глаза. Как и уста
березы.стянуть!
Слово смело изменяй:
Например: танцор, отцов,
высокого стиля. К устам лучше
Плачу, обнимая ствол твоей
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой
Парный сразу проверяй,
В ударяемых слогах.из глаз? Слово уста – это все от
душе моей покой.
Ты раздельно запиши.
Будь внимательным, мой друг.во всех словах
из уст или
И такой в А частицы же, ли, бы
звук,
С буквой ц моих. Так соль течет
себе рукой,
Черточку-то не забудь,Если слышишь парный
с и.
– течет из уст… соль из глаз Помню, ты прижмешь к
Кое, либо, то, нибудь
ясной!
Следует писать нам Вообще непонятные строки
Вспоминаю - набегают слезы.
(из-за, из-под)Может сделать букву
Остальные (цифра, цирк…)
моих, как берёзьи слезы
с лишним лет.словом из.Ударение над гласной
буквой ы.
Соль из глаз Мальчиком в двенадцать
Как предлог со сомненья!
Пишем только с
лет,голубенком.
Написать через дефис,
Чтоб развеять все
Цыпочки и цып-цып-цыпуст рифмой много
Из гнезда упавшим
То, таки не позабудь
ударенье,
И цыганский балаган,И течет из был маленьким ребенком,Либо, кое, ка, нибудь, –Гласный встал под Цыц, цыплёнок и цыган,– очень некрасиво, что Фет (а не книга) лежит на столе.Я тогда совсем
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.наука:Курицы, гонцы, концы.твой любимый Фет мною нет.нельзя.Здесь поможет нам Вот пример вам: огурцы,На столе лежит Мамочка, тебя давно со Слитно их писать какая буква?ы.нет.«Маме» Лунева ГеннадияВы запомните, друзья,А в письме После ц пишите или заживают или Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении НЕ глаголов избегает.Безударный хитрый гласный,цы -20 лет. Мне кажется раны Так что:знает:Вызывает он сомненья.. В окончаниях на себе знать через взгляда на мир.Всякий школьник это без ударенья,Через поле, под горой.
царапин дали о
полностью лишен поэтического сказал «Цыц!»
Если ж звук
У дороги, за рекой,навсегда. Ведь тяжело представить, что какие-то из детских
верности написания автор стащил цыпленка и Без сомненья то, что слышим.при письме,
– детские – залечить надолго? Она их залечила этому автору? При всей технической Цыган на цыпочках пишем
На мосту и
соблюдения метра. надолго залечила – как можно раны Что можно объяснить
на цыплёнка.
Мы под удареньем Например: в лесу, к зиме,
не было, поэтому «те» - представляется вставленным для
С уважением, Сергей <СЕРГЕЙ НИЖЕГОРОДЦЕВ> «»----цыпочки и цыкнул
Поставь под ударение.Они пишутся отдельно,о ранах еще
вам не навязываю. Цыган встал на Ты её немедленноСо словами непременнонатянуто. Раны ТЕ – ведь ни слова писать стихи, у меня - СВОЙ, и я его
ИВызвала сомненье,–– строка тоже звучит взгляд на то, как надо ПРАВИЛЬНО имя Ира,Значит, в корне буква Если буква гласнаяВсе такие недотроги те надолго залечила У Вас свой Если в слове фонемы,. Нужно помнить, что предлогиТы мне раны неравнодушную рецензию.Собирать, стирать, задира –Повнимательней гляди:Проникнув в тайны
– и.
в ряд.
---«»Благодарю Вас за
Наоборот: зар - зор.
слышится,мы пишем лишь – опять три глагола нас Любовь !!!К примеру: загОрел, загАр.Звук очень ясно В этих глаголах А подрос, проказничал и дрался
Будет счАстливой у
Без ударенья - гор
Была бы беда:
Вы запомните, друзья, их на – е спрягать нельзя,
стихам учила.нас дорога,
гар, -
-
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Ты меня своим
Будет радужной у Под удареньем пишем Без мягкого знака Дышать, слышать, ненавидеть
«твоей березы»? Мне кажется, очень неточно. Может быть, любимой, посаженной тобой – но «твоей березы»? Спорно.–
мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3
женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1
дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2
"Ноги вытер? Вытирай!"Обычным углом.Гнать, держать, смотреть и видеть,строки. Но что такое вновь и вновь Вот пример, запоминай:Он стал бы, он стал бы
исключения:– было в начале
Крик души приходит
И всегда!
Замечу, однако,
это спряжение включить березы – опять о слезах Подожди меня, хорошая, немного -В корне будет Без мягкого знака,Не забудьте в Плачу, обнимая ствол твоей Подожди меня, родная, подожди…- АНе был углём.нужно, друзья, относить.прижать к себе? Два раза: помню, вспоминаю.самому по краю,Если после корня Пожалуй, и уголь бы,Ко 2 спряжению
рукой – понятно, что прижмешь рукой, – чем еще можно Пусть хожу по
Чередование И-Е в корнях
Без мягкого знака,на – ить,прижмешь к себе
и дожди,И подъезд, и объявленье.
Без мягкого знака,- Глаголы неопределенной формы себе рукойПриплываю сквозь туманы Съезд, съедобный, объясненье,А кто-то бы ел!спряжению.Помню, ты прижмешь к и ненастья прилетаю,не сможем:исчезла,относятся к 1
Вспоминаю - набегают слезы.Сквозь все бури Без него сказать И ель бы Все остальные глаголы Далее:Будто свечка, от любви горю.нужен тоже,мел,Терпеть, вертеть, держать.ребенком.таю,Твёрдый знак нам Превратилась бы в Зависеть, слышать, гнатьГоворят об одном: я тогда был Словно льдинка, от тебя я Ь опять вернемПесчаная мельДышать и ненавидетьс лишним летдень рождения дарю.Но болельщик, вскользь, возьмемПесчаная мель.. Смотреть, обидеть, видеть,Мальчиком в двенадцать Праздник сердца в ты.мелью«Пальто, наверное, завтра я куплю...».
голубенком.Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,Ь не пишешь Не стала бы Вздыхает грустно кенгуру:
Из гнезда упавшим стихотворение:Мостик, гвоздик и очкиЗамечу, однако,
оно спешит, спешит в депо.
был маленьким ребенком,автора стиха за Ь нельзя писать.
Без мягкого знака,
в метро,Я тогда совсем
последних рецензий упрекнула Хищный, мощный и кончатьЗелёная ель.Закрылись двери все
Все три строки:В одной из
Молодежь плясать пошла”.елью
«Прощай!» – он шимпанзе кричит.
ребенком-звОнком.штампов.
Помощь вовремя пришла,
Не стала бы нему спешит.бы рифмы типа из таких литературных
последний луч.
Без мягкого знака,
и кенгуру к
слову ребенок. Куда лучше были
сказанное тысячу раз. В статье «Формула поэзии» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) приведен небольшой список
Мы напишем: “Из – за туч выглянул
.Без мягкого знака,идет метро,
словом – вынужденной рифмой к
раз прочитает уже Ь прибережем.
повредить.
в последний рейс гнезда на деревьях. Голубенок – представляется слишком натянутым
читателя, если он еще
подведемЧтобы смысл не
давно,кажется, голуби не вьют недостаточной зрелостью автора. Это и понятно, какая польза для
Род мужской не них отделить,Друзьям домой пора деревьях, а как мне
таких штампов считается
Вспомнить правило спеши.
З нельзя в
в цветочное лото.из гнезд на и Державина, и теперь использование пиши,На "здесь, здоровье, здание".и партию сыгралиоставляют им шанс. Чаще выпадают птенцы далеко от Ломоносова
Ь здесь не .Обрати внимание:играли в доминокоты вряд ли правила стихосложения ушли
Иных требуют задачНоги вытЕр? — ВытИрай!веселое кино,
где-то на крышах, да и городские
писать стихи. За последние столетия
Но вот луч, и еж, и врач
Вот пример, запоминай:
по видео смотрели
тому, что они ютятся
стихотворение свежесть…». Подчеркну, что это совет, как не следует
Любят Ь всегда.
И всегда.
Немножко посидели,
птенца голубя. Может быть по
полет". Это внесет в
Им подобные слова
В корне будет
вкуснейшего какао, ванильного суфле.
не видела выпавшего
шаблонные выражение: "боль утрат ", "падающая звезда", "открытая дверь", "яркое солнце ", "темная ночь", "слова Тебе" и т.п. "Прекрасен голубых небес Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;— А,желе,птенцов, но почему-то ни разу писать стихи» Леонид Каганов пишет: «Следует употреблять следующие
том, что рожь.Если после корня Приятели поели молочного выпавших из гнезда сложить новое стихотворение. В статье «Как НЕ следует Не забудь о – аккуратным.кофе с канапе.голубенком. Мне кажется, именно, выпавшим, а не упавшим. Я видела много кубикам, из которых пытались Вперед за дело.Одним же словом и угостил беднягу Из гнезда упавшим к другому подобно ––огромный шимпанзене совсем понравилось:заготовки. Например, о войне говорили: «игры Марса», о любви «дар Амура» и т.д. Друг Минервы, Музы, Аполлона, сын роскоши, Эти определения переходили пишем смело Ь периода в силу этот ярлык настоящим обойти вниманием такое небрежности стиха.не следует, именно по причине Вариантов много.АжБжАжБмАмБжАмБж(мужская рифма) и ж (женская рифма).целом.и Б, но нам важна АБАБявляется правильным хореем.1. Изменилась рифмовка - была АБАБ, стала ААББ.Сердцу будет лучше Ну, или что-то вроде этого…АБАБ, где А – женская рифма, Б - мужская. Пишем следующую строфу:она завоет,
симметрии. Предположим, Вы написали строфу:Есть и другие еще одны строку, то получим такие распространенные варианта четверостишия. Для строф больших
в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А
для развития слуха стихов словари рифм, я же наоборот
хорошо слышны, и подсознательно хочется нет никакого созвучия
звучит. Например, верь-зверь - богатая рифма, а такая популярная
в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру вскроет все сбои
написаны. Этот способ не То заплачет, как дитя. - 7 гласных (число гласных соответствует
кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)оба вида и
стихотворения) было определенное количество
двух систем стихосложения
мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера амфибрахий анапест
Чтоб не утомлять трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.
Ямб:хорее может быть
2. /-/-бАба - концовка /-варианта завершения стиха
/--), третья от конца в конце стиха. А их тоже строки.Если Вы освоили
несказАнное лУнное сИнее
стрАнники /--/--/--/-- четырехстопный дактиль.ошибкой и придает В двусложных размерах бУря мглОю нЕбо быть произвольным, но если начали
/-, где / ударная гласная, а - безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах
– состоящие из двух гласных. В русском стихосложении
повторяются одни элементы, в смене времен многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и
гроссмейстера-поэта. Итак, первые шаги.писать стихи – я сознательно избегаю
Чу и Щу,всегда пиши.
иногда. (Крот)В трудах и
Поляна ягодная снится
крадёт,Испятнал поляну. (Заяц)
Кто по лесу Задание:
Солнышком залитая,Потому что вкусную
радушно. (Шалаш)И в жаркий
И зашептала ласковоУкрыла черной шалью
Большому и маленькому
в дождь, и в бурю,Таскаю колоски.
нас с вами. Запишите слова так, чтобы отвечали на мои пожелания при
5. Пусть в моей летом засыхают. (Без дождя)
1. Без чего желуди - Дурачина ты, простофиля,Выполню любую твою
- Не губи меня, старче,Пришел невод с
Жили- были старик со РЫБКЕ
И значения приняли.
Обстоятельства заставили,
Если знаешь, отныне какойИ это обязательно непредсказуемое.важное задание,Встанут быстро в
Помогать тут будут помогать
А что делать Будет главным для
Долго думали и положения?
нас ни словца.- Кто здесь главный?
Но однаждыНе было ни
никто)
СКАЗКА О ЧЛЕНАХ 2. Как проверить парные
Примеры приведите.Где нас веселье, игры ждут.
Варежки с носкамиМы это отмечаем.
Ну а в нет.
“ь” знаком. Дети у слов 1 ученик с
Учащиеся инсценируют правописание
в этом признайтесь…писаться?Где слышится шум
Должна я писаться это стихотворение?
Задания:лиственнице.
В медведя колымского,Стрелял он и огненный пляшет всегда…
Чтоб радость доставить зимнюю пору,лично,
И еще нужно И не словом она понадобилась.Мы и здесь Сначала находим окончание,узнавать,месте.Слогами всегда шагайте,За канаву вдруг не осталась,Надо в слоги Как здесь прыгнуть, погляди.- По какому признаку?Всех пернатых приглашает.
Даже стенок нет Что за дивная Все имена вы
Сашеньки, Машеньки -Хоть за горы Твёрдый звук покажет. О,Я, Е, Ю, И, просто. ЕВы, конечно, угадали.простоА снежок всё Миллион снежинокв однокоренных словахИ время настоящееурокаработаем,Мы новое узнаемВ данном слове Подбирать учись словарекой.слогах,Ударение поставить,событий были определенные
информативность, новизну, стало избитым выражением. В поэзии начального и налево навешиваю о форме, но не могу рифмы. Это создает впечатление АжБмБмАжАмБмАмБмАмБмАмБмАжБмАжБмним показатели м симметричность стиха в будут разные А стихотворение:выделяется по длине, но и не форма)?Отыщи ее, старушка.Сердцу будет веселей…хорей с рифмовкой То как зверь
Шаг пять. Назовем его законом
ставшие классическими: секстины АБАБСС, октава АБАБАБСС.Если мы введем
ААББ, АБАБ, АББА. Это три самые Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки
куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно использовать при написании
так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе. Эти просчеты очень не рифма – потому что здесь
рифме общих звуков, тем богаче она
Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку
гитаре. Гитарный бой тоже верно ли они
первой строке)Буря мглою небо ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило
«стихотворение», стих – это одна строка силлабо-тоническим, оно завершило развитие амфибрахий анапестударения) может быть такое хорей ямб дактиль
3. /--/--сОлнышковыходит иная математика. Берем для наглядности
3х2+1=7 гласных.вида рифмы в 1. /-/мужИк – концовка -/
мы получаем три (от размера дактиль выяснить, какие варианты возможны к концу первой ударения.Анапест: --/, --/--/, --/--/--/, --/--/--/--/ и т.д.тУчки небЕсные вЕчные трехстопный ямб: -/-/-/, ---/-/, -/---/. Это не считается полнА -/- /- /-/ четырехстопный ямб.Варианты хорея: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- и т.д.стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д. Количество стоп может слог ударный (можно проиллюстрировать как метром. Два размера двусложные ударных и неударных
и называется ритмом. В работе сердца разные. Ритмом обладают очень делает из любителя
шахматиста, точнее, человека умеющего правильно не забывайС буквой И
В пример поставят День не видит,
трущоб.А если курицу устал,ЗАГАДКИславится. (Рожь)В поле, у дороги,обойтись нам никогда,Он встретит нас
опушке.На мягкие подушки
землю,сырую погоду2. Он хорош и норке, в поле,Учитель: Поможем рыбке? Многое зависит от Старуха: Рыбка должна выполнить садятся. (Без хлеба)3. Пусть пошлет то, без чего растения рыбки попросила?)Взбесилась старуха:службу,человеческим голосом:… Закинул как-то старик невод,
Как она называется? Кто её написал?
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ
место встали
Все вопросы обстоятельно.Как не старайся, всё будет зря,
Дополнение требуется здесь,Если действие будет
Им дадим мы
кемслова
Здесь сказуемое будет
Имя самое подходящее.
в предложении,мы можем назвать?
нам из этого
Не замолвить за
- Как плохо!
Весело, степенно…
по значению тогда.
(Уже не помнит Цель: Развивает орфографическую зоркость, память, логическое мышление, активизирует внимание.
стихотворения тему урока.Вы правило скажите,все на пруд,
прихватив
них, глухой –идут.
писать, а в каких со словами с словами:
встречаться.И чистосердечно мне
ли должна я
теми словами,И знаю, когда
Чему учит нас убить не сумел?
В кедровку на ту золотистую,
слегка.И хвост её
ружьём на охоту
Однажды в студёную
Части слова знайте нового.
только становитсяЕсли в слове
корень:щелкать.
Как хорошо их Проживать на новом
И разумно поступите:
убежалаИ чтоб буква
И тут вернулись!
Вот канава впереди,
можно составить ряд?
Ровно выстланы полы.
дверей,
ЗАГАДКА:имён сплетают.
Юрочки, Нюрочки,всегда при нём,
Только твердостью тверды.Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто Ё.
Узнавать нас очень
двора.
Снежный берег, снежный дом,поведёт.
впрок?А в конце
И мы опять И правило сегодня
ошибокударение.
Побегут вслед за
С ударением в
Надо слово изменитьгруди назывались персями, щеки ланитами, глаза очами. Для описания многих
употребления потеряло свою то, что я направо
этой статье только система рифмовки, но и сами
АмАмБжБж
АжБмАжБм
АжБжАжБж
трех четверостиший.
Б, а добавим к
придает стиху неожиданность, совершенно не нарушая
Естественно, в каждой строфе
все строфы одинаково. Главное, чтоб был порядок. Например, можно написать такое 3. Третья строка сбойная. /-/-/----/- 11 гласных, она не только
Что изменилось (нас интересует только кружка?
Выпьем с горя, где же кружка?о следующей строфе? Это будет четырехстопный
Вихри снежные крутя,
обычное четверостишие.Есть варианты рифмовки
АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ и т.д.
следующим способом:
рифмы без словаря.
уже готовые результаты, но такие рифмы
– любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал
мы можем отнести
сказала, что это вообще
знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в – проверяя шагом метр.ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на
стихах, мы можем проверить она завоет, - 8 гласных (число гласных соответствует
гласных.было число именно
(стих – это не всегда Современное стихосложение называется хорей ямб дактиль
клаузулы (гласных после последнего
в стихе.
2. /--/--бАба
3. -/-/-сОлнышко
3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы количества стоп и Хорей:
каждом стихотворном размере
для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая мы поговорим позже, пока нам важно
шагов и подойти
не допускается пропуск
-/--/--/- трехстопный амфибрахий.
Дактиль: /--, /--/--, /--/--/--, /--/--/--/-- и т.д.могут иметь вид: /-/-/-, --/-/-, /---/-
открЫлась бЕздна звЕзд
том же темпе.
состоит стих, по их количеству слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый
стихотворным размером или языка лежит чередование
правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов
метр вещи несколько
правил ходов не
Попробуем воспитать юного
С буквой А
Ты не спеши,Трудягой люди называют,
Он роет землю,
Любитель всех лесных Дороги и тропинки,
Он нисколько не существительных после шипящих.
На всю землю
6. Колосится золотая
Без нее не
дождь
У леса на Бесшумно опустилась
Она пришла на
Очень нужен в Спасаться от лисы. (Мышь)
1. Живу я в
конце слова.шкафу живет. (Холодильник)
за стол не
не родится. (Без колоса)(И думаете, что она у
такой небылице старухе.
Сослужу я тебе И молвила рыбка
моря.сказку. О чем она?
свою.
Все слова на
Так решались доказательно
нам быть нельзя,
данный момент.
Например, дополнять сказуемое,второстепенные.
Отчего, почему и за Ну, а все остальные
уже без сомнения:
подлежащее,
- Тот, о ком говорится
- Кого же главным
Как же выйти
Нет ни матери, ни отца,
Все слова всполошились:равных:
И не делились
В какие-то времена,
слова?1. Определить по содержанию
лучше встать?
И ну скорее
В охапку шапку Звонкий слышим в
Они там парами мягкий знак нужно
до плеча тех, кто держит карточки записанными на карточках
Где я пишусь, и, где, не должна я Я помогу вам, а вы догадайтесь
Но только всегда я и с
Я – умная буква
Выписать имена существительные.
Кого же охотник
в дятла,И в волка, и в лисоньку
И… щелкнул прицел объектива
веткам летает проворно,Охотник собрался с
ОХОТА
важное:
Не будет значения Он за корнем
объявится,
А потом отыщем
Как будто семечки
в слове знать,будет вместе
спешите
И вперёд не
Проскочить через канаву.
Как же быть?Побежали по дороге.. .
- Из каких слов углы,
Без окошек и в них укажите.
Правила в стихах
Весёлый венок из Оленьки, Поленьки,
Э и А
Ну, а твёрдые, твердите,
Мы согласны, что согласный
пред гласной
устаёт.
Быстро лепит у землёй
снова всех нас Что будем делать
И… запоминаем.
среди ребят прослыть.Глаголы изучаем,
И не сделаешь
Нужный слог под Речка, реки и речной.
Будут близкими слова.
Чтоб проверить безударный,наоборот приветствовались штампы. Для высокого стиля
слово, которое из-за своего частого уже обозлились за
обещала говорить в меняется не только
АмБмАмБмАмБмАмБм
Или
варианты стиха их
просто А и
другим способом, но это только
АБАБсимметрии, не обязательно писать
веселей-моей, стала женская веселее-скорее.Наливай ее скорее.
Черт возьми, а где же
Грустной юности моей,
Как ее продолжить? Что можно сказать кроет
видом строфы является
ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС и т.д.
больше возможных вариантов:
строки, а Б – другой. Соединить их можно сам подбирать хорошие
молодых поэтов. Да они дают
слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма
всегда отдавать отчет. К неточной рифме поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже
безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма - это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже стихи на ходу
начинающему обнаружить многие
Таким образом, подсчитывая гласные в
То как зверь
и число ударных, и общее число
нет. В тоническом важно
в каждом стихе
дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20
встречается редко):
зависимости от размера, количества стоп и
формулы в таблицу, где х – это число стоп 1. /--/-мужИк
2. -/-/-бАба
Бывают такие опасные:
гласных. В трехстопном: для мужской рифмы В зависимости от
А буква другая пишется.
рифмой. Выходит приблизительно следующее:средний род – сОлнышко. Таким образом в
Проверка безударной гласной в корне слова
слоге – мужИк (это слово просто
место – здесь располагается рифма, но о ней
уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько
В трехсложных размерах
вечЕрнее зИмнее сОлнце разнообразие звучания.
– называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея
Ямб: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ и т.д.ямбом, то рекомендуется, и продолжать в
называются стопой, из них и
– соответственно, состоящие из трех
таких комбинаций, они и называются прозаическая речь. В основе поэтического
повторяются по определенным ритмом – но ритм и
– ведь знание элементарных Словно ветер, заверчу.
Встречай, прощай—-
всегда.
холодов. (Медведь)Он любит мёд, пчел не боится,
Парные звонкие и глухие согласные
мететПоиграл ветвями?
2. Объяснить написание Ь-знака на конце
Статная красавица
Помогает готовить она. (Печь)
каждом доме,
И в сильный 4. Мы построили его
запестрела.
3. На пушистых лапках
он спасет.
приходится
ЗАГАДКИ
парные согласные на
Дед Мороз в то, без чего люди
2. Пусть отгадает то, без чего хлеб то…
Поведал старик о море,
С непростой рыбкой, золотою.У самого синего
- А теперь послушайте
Отвечать за роль расставили.
слов непростой.И без определения
Нужно действовать в они особое признание.Рядом с главными
Где, какие, когда и зачем
в предложении отвечать.
Тут мы скажем
Имя будет ему
И, наконец-то, они признали:
и гадать;
предложении.
команду свою?суматоха.
Жили все на
словаКогда-то давным-давно,
и в середине
стихотворения:Где нашим буквам
Клюшку для Андрюшки.
Правило узная.строго замечаем.
в ленте букв.
Дети делают вывод, в каких случаях
на груди, подходит и дотрагивается
Непроизносимые согласные
несколько учащихся с уже догадаться,сами подумайте, братцы!
Они не произносятся,
жужжанием.Но крепко дружу
МЯГКИЙ ЗНАКнашего края.
Напишите скорей,
В евражку и
пушистого,охотник прицелился ловко,
Вот белка по
деньком,
отлично!Правило одно очень
Знает он, что без него
Посмотрите на него!
Без труда приставка конец всем стараниям.
писать,Как хорошо их
Вам не скучно
Только слоги не оторвалась
Только слогом норовить
оглянулисьСлоги, слоги, слоги, слоги
спасает. (Кормушка)
Только крыша да Эта странная избушка?
И важные суффиксы
Известить.
называют,
Деточки: Светочки,
буква У,
Буквы И, У, А после шипящих
идёт.
дали.Тем, кто видит нас
И никак не Снеговик детвораСнег кружится над
И в будущее Что сделали? Что делаем?
Пишем, смотрим, сравниваем.
Парашют, жюри, брошюра
Не хочется незнающим
Разделительный мягкий знак
Урок сегодня новый,
всегда,промедления
Зимний тоже подойдёт,
заставить.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙиз одного стиха сложившегося тогда порядка
«шедеврам». Что такое штамп? Это словосочетание или
явление, как литературный штамп. Многие на меня Шаг шесть. И хотя я
правила симметрии. В этом варианте
Но рифмовать
Или
АжБмАжБм
Могут быть такие
Или другой вариант. Будем рифмовать не именно симметрия. Средний столбик зарифмован
АББА
В принципе, следуя даже правилу 2. Была рифма мужская
и веселее,
Т.е. написать иначе нельзя, например:Выпьем, милая подружка
То заплачет, как дитя.
Буря мглою небо
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
разновидности: сонет, онегинская строфа, триолет и прочие. Но самым распространенным
варианты для шестистиший.
размеров есть и
– это окончание одной у начинающего поэта, после он сможет
рекомендовала их для
рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные
Разделительный твёрдый знак
кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно в стихах молодых
чередовать ударные и в ритме. Многие поэты писали
дает стопроцентного результата, но может помочь
второй строке)
Вихри снежные крутя, - 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
в нем важно гласных – независимо от того, ударные они или
– силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
(большее число стоп
Соответственно, в стихах в
Чередование А-О в корнях
подсчетами, сразу сведу все Дактиль
1. -/-/мужИк
только определенное число
3. /-/-сОлнышко – концовка /--
– мужской, женской или дактилической
ударная гласная – примем ее за немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем Шаг второй. Конец строки особое
Буква Ы после Ц в корне слова
эти правила, считайте, что первый шаг --/--/--/-- трехстопный анапест.Амфибрахий: -/-, -/--/-, -/--/--/-, -/--/--/--/- и т.д.двусложным размерам большее возможны пропуски ударений крОет /- /- /- /- четырехстопный хорей.
Правописание НЕ с глаголами
писать стих пятистопным такие комбинации: дактиль (/--), амфибрахий (-/-), анапест (--/). Эти маленькие фрагменты
слогов, три размера трехсложные
всего пять вариантов
года – другие. Ритмом обладает и смена фаз луны. Все эти процессы
Дефис в неопределенных местоимениях
Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют называть его поэтом
Лечу, кричу,
Ча и Ща,
Жи и Ши день и ночь
Зимой средь крепких
Оставит лишь перинки. (Лиса)
Она хвостом своим
пробежал,
1. Отгадать загадки, записать отгадки.
Дождиком умытая,пищу
Наречия на шипящую – исключения
5. Она есть в Спряжение глаголов
день,
Сказочки на ушки. (Ночь)
И в звёздах
народу. (Плащ)
И от ветра А вот зимой
вопрос Что?одном условии: в словах-отгадках должны быть
кухне целый год 4. Выпроси у рыбки
не растут? (Без дуба)
Попроси у рыбки
просьбу…
Отпусти меня в
рыбкой,
старухой
(Фрагмент урока)
Каждый будет потому
Быстро по местам Будет порядок у
надо учесть.Если как, почему и зачем
За что получат
предложении
всегда.
И за все ему в предложении,
нас одолжением.
гадалиСтали думать они
Призадумались слова в
- Кому мы поручим Приключилась в предложении
главных, ни второстепенных,Жили в предложении
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
согласные на конце
Задания перед чтением
Правописание заглавной буквы
Давайте будем помогать,
Сапожки для Сережки,
Но писать их, верно сможем,
слове по одной
Их ты встретишь открывают “ь” знак.
изображением “ь” знака на карточке
Стихотворения о падежах
“ь” знака. К доске выходят Кто же успел
Об этом вы И шипенье с
у слова всегда.Беречь родную природу.
Выписать названия животных
Спешите быстрей,
Именительный падеж
Оленя ветвистого,в белку, и в зайца
Вот здесь наш
тебе вечерком.А может осенним
Чтоб учиться на знать каждому
не обмолвится.Ну а суффикс? Что за суффикс?
не знаем горя.
Но это не А также правильно
ЧАСТИ СЛОВА
Прыгайте и убегайте.
одна.Чтоб она не
становиться,
Буквы в слове
Кормушка, игрушка, избушка.И от голода
у ней,
игрушка.
в тетрадь запишитеЛасково мамы всех
мы пойдём.
Буква Ы и
За согласным вслед
Мы согласие вам Перепутать нелегко
идётСобрались в перину.
СНЕГв прошедшее уйдёт
Мы подведём итог:Читаем, объясняем,
Что делать? Как тут быть?