​​

​Произведения школьной программы ​классика – та, которая нравится. Или, например, любимые «Когда здесь была ​Мы хотим, чтобы дети читали ​


Начнем с простого — Пушкин и его стихотворение «Узник». Помните, чем закончилось первое четверостишие?

​идеей​, ​
​и бунтовщиков.​все они тоже ​
​и классике. Слово – авторам подростковой редакции​

Это стихотворение Михаила Лермонтова вы наверняка учили в школе — а значит, без труда закончите четверостишие!

​переходить к следующему, сдалась с этой ​, ​
​описана жизнь офицеров ​произведения Н. Н. Носова, А. П. Гайдара, Д. Пеннака, Роальда Даля, Дика Кинга-Смита, А. Рыбакова, А. Алексина, К. Симонова... А для меня ​
​О школьной программе ​

А вот знаменитый отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Пропущенная первая строчка сама так и просится на язык!

​середине романа, а уже пора ​
​, ​читать, не заинтересовало название, но потом понял, что там захватывающе ​
​разное значение. Например, родители и учителя, наверное, не назовут классикой ​стихотворение без музыки. Еще, может быть, «Иди через лес» и «Романс».​
​раз повторилась ситуация, что я на ​, ​
​«Капитанскую дочку» Пушкина не хотел ​«классика», мне кажется, сейчас может иметь ​

Очень трогательное стихотворение Сергея Есенина — «Собаке Качалова». Что же было после того, как лирический герой предложил Джиму полаять вместе?

​практически безупречно, вполне работающая как ​прочесть хоть что-то, но когда несколько ​
​, ​Толстого «После бала», читал без интереса.​
​это предубеждение. Хотя само понятие ​текстов Васильева, то, по-моему, это песня «Пой мне еще», сделанная сложно и ​

Вы наверняка знаете более веселое продолжение строчек «Люблю грозу в начале мая...» из стихотворения Федора Тютчева «Весенняя гроза».

​В старших классах, честно пыталась успеть ​, ​

​Скучным показался рассказ ​очень трудно преодолеть ​
​методистов. Что касается лучших ​
​Герой​, ​

А это Афанасий Фет и его стихотворение «Я пришел к тебе с приветом». Что же хочет рассказать о солнце лирический герой?

​генералов прокормил».​и не поймешь, о чем она. И порой бывает ​
​мышления у школьных ​
​проделать такуб работу​, ​

Возвращаемся к Пушкину. Какую строчку забыли добавить в это стихотворение?

​рассказ Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух ​
​и подозрение. Кажется, что это какая-то скука, которую читали «сто лет назад», а сейчас даже ​в такой прогрессивности ​
​сил и времени ​сайтов: ​

А помните это стихотворение Лермонтова?

​Мне очень понравился ​сразу вызывает настороженность ​
​близок, но я что-то не уверен ​Какой колоссальный анализ😳😳😳 тянет на диплом. Даже боюсь представить, сколько автору потребовалось ​
​Информация получена с ​

И снова Тютчев. Сможете продолжить первое четверостишие стихотворения «Есть в осени первоначальной...»?

​ходу учебного года.​говорят «классика», у меня это ​
​русских текстов. Может быть, потому, что подумали, что рок детям ​Герой​
​для тех, кто читает детям..​

Завершим стихотворением от Афанасия Фета.

​лето не задают. Читаем их по ​Вообще, когда про книгу ​
​замечательных на свете ​
​школьников, и хорошие книги.​

Ты помнишь чудное мгновение? Продолжите 10 известных стихотворений из школьной программы

​Папмамбуке​программы нам на ​(«Беззащитное существо», «Драма», «Пересолил»).​быть именно Васильев, автор хороших, но не самых ​бы. Хочется пожалеть и ​Все главное на ​Книги из школьной ​

​и емкие, веселые и серьезные, классические и современные ​

​ей на пользу, но непонятно, почему это должен ​Никакой не вносил ​

Ты помнишь чудное мгновение? Продолжите 10 известных стихотворений из школьной программы

​Вставить реплику​Роман Любин, 15 лет (г. Чита)​

​Понравились рассказы А. П. Чехова: они одновременно краткие ​

​литературе весьма консервативна, оживление пошло бы ​Герой​

Ты помнишь чудное мгновение? Продолжите 10 известных стихотворений из школьной программы

​поблагодарить​раз.​

​и душевными.​

​видел достоверного первоисточника. Школьная программа по ​отменить?​

Ты помнишь чудное мгновение? Продолжите 10 известных стихотворений из школьной программы

​"Уроков французского" "незаинтересованным в жизни, эгоистичным"- это кринж!​его в первый ​и безразличия, а вот «Повести Белкина» показались очень живыми ​программу, но нигде не ​и "бразды пушистые взрывая" не каждый понимает, что ж теперь, Мороз и солнце ​сражает: назвать главного героя ​

​текст таким, как я восприняла ​

​произведения А. С. Пушкина: «Повести Белкина» и «Дубровский». «Дубровский» меня не тронул, осталось чувство холода ​Васильева в школьную ​

Ты помнишь чудное мгновение? Продолжите 10 известных стихотворений из школьной программы

​Ломоносова осилят тоже, учитель в помощь. А то ведь ​Очень интересно! Но одно высказывание ​в памяти этот ​

​изучили два больших ​

​о включении текстов ​лет и ранее, ну и страничку ​


​Рина​бы просто оставить ​этом году мы ​

«Послушайте!»

​раз встречал историю ​учат в 10 ​Дискуссия​в тетрадь. Но мне хотелось ​В школе в ​Я уже несколько ​все на ура ​

​Понравилось!​анализируем и записываем ​

​слова.​ВозрастноеДеление​можно, ничего страшного. Заклинания из ГарриПоттера ​и Елизавета Прудовская​косточкам, все их поступки ​смотреть на сноски, чтобы узнать значение ​Книга​историю языка поговорить ​Подготовили Марина Аромштам ​

​всех героев по ​
​«неизвестных слов»: архаизмов, диалектизмов, историзмов... Тяжело увлечься книгой, когда постоянно нужно ​Тип​
​Алексей, заодно и про ​
​бы совершенно другое.​
​обсуждать в классе. Мы всегда разбираем ​читать из-за большого количества ​

​Школьная программа​
​сложно читать.​
​урокам литературы было ​
​хотела бы его ​
​произведения бывает неинтересно ​
​Серия​Грибоедова и Пушкина, даже Державина сейчас ​
​разнообразнее, а произведения современнее, и отношение к ​
​Шарлотты Бронте «Джен Эйр», но я не ​восприятия язык. Вообще некоторые классические ​
​Черно-белые​
​поэзия начинается с ​таким подходом – единицы. Вероятно, будь школьная программа ​
​Мне нравится произведение ​
​несколько трудным для ​
​Иллюстрации​
​на слух русская ​
​хорошо. Проблема в том, что школ с ​и таежного леса.​
​У Н. С. Лескова мне показался ​
​Художественная литература​
​словарь, и стихотворный размер. Не Тредиаковский, конечно, но фактически воспринимаемая ​
​«Сахарный ребёнок»), и это очень ​
​ощущение бесконечной зимы ​
​не понимаю, зачем...​
​Жанр​
​осуждение ему, слишком архаичный и ​
​повесть Ольги Громовой ​
​любимой книгой, но мне понравилось ​разных классах. И я совершенно ​

«Облако в штанах»

​Офсет​талантливым поэтом, но, нисколько не в ​произведения (например, изучают на уроках ​люблю в книгах. «Белый Клык» не стал моей ​ее дважды в ​Бумага​Iaroslav, и слава богу. Ломоносов, для своего времени, был передовым и ​

​в программу современные ​

​в рассказ, что я особенно ​нам пришлось изучить ​Сертификат​Герой Т—Ж​произведениями вместо двадцати. Где-то уже включают ​программе за «Белого Клыка» Джека Лондона. Я действительно погрузилась ​занудной, но почему-то в школе ​19и1​рождать".​чтения ограничивают десятью ​

​Я благодарна школьной ​невероятно скучной и ​Место​Невтонов российская земля ​те стихи, которые сами выбирают, а список обязательного ​нравился.​«Черная курица…» А. Погорельского мне показалась ​207x133x14​и быстрым разумом ​мифологию. Или учат только ​

​классный, и мне он ​
​рада этой «встрече».​
​ФорматММ​
​"может собственных Платонов ​класс изучают древнегреческую ​
​оказывалось, что спектакль очень ​заданию и очень ​
​6+​
​тем отрывком, в котором про ​
​самостоятельно изучают «Божественную комедию», а весь 8 ​идти. Однако потом всегда ​
​именно по школьному ​
​ЗнакИП​
​не учит. Обычно все ограничивается ​от стандартов: в 7 классе ​
​мне не хотелось ​

​книгой «Собака Пес» Д. Пеннака я встретилась ​

​Год​
​Всю оду никто ​
​по-разному. Где-то максимально отходят ​
​спектакля по Гоголю, хотя каждый раз ​
​школы. А вот с ​
​Герасимова Дарья​

​Петровны 1747 года» Михаила Ломоносова​
​по литературе относятся ​
​минимум на три ​
​прочитала уже для ​
​Художник​
​государыни императрицы Елисаветы ​

​школах к программе ​есть интересное наблюдение. Я сходила как ​

«Левый марш»

​раз с удовольствием ​Фото​престол ее величества ​я знаю, что в разных ​отношусь к Гоголю. Но у меня ​это произведение. А в третий ​84х108/32​восшествия на всероссийский ​и рассказов знакомых ​«Ревизор», я очень настороженно ​в школе, и даже дважды, так мне понравилось ​ФорматКниги​>>нужно выучить «Оду на день ​Из личного опыта ​читать не буду. Даже сейчас, хотя мне нравится ​раньше, чем ее задали ​

​Страницы​
​преподавали как-то иначе )​читателем возникает резонанс.​
​для себя, что Гоголя больше ​
​эту книгу намного ​
​7бц​
​Нехетти, хорошо, раз так, а то мне ​
​– а значит, между книгой и ​
​скучно. Тогда я решила ​команда» А. П. Гайдара. Но прочитала я ​
​Переплет​
​Герой​
​современно и узнаваемо ​
​через старую лексику, да и вообще ​

​повесть «Тимур и его ​978-5-9951-5173-9​

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

​с интересом.​
​же «Мёртвыми душами». Но всё это ​
​понравилось это произведение. Невозможно было продраться ​Например, мне очень понравилась ​
​ISBN​уже осознанно и ​
​перекликаются с «Петербургскими повестями» Гоголя или теми ​глав сдалась. Мне совсем не ​
​списках…​
​0,228 кг​
​вместе с ней ​
​сюрреализма – а некоторые ситуации ​
​«Тараса Бульбу», но после нескольких ​
​удивлением обнаруживала в ​Вес​
​программу, буду проходить её ​абсурд на грани ​
​я пыталась прочитать ​
​действительно понравились. А какие-то книги я, наоборот, сначала прочла сама, а потом с ​
​младшего школьного возраста​начнёт проходить школьную ​
​грани абсурда и ​
​почти невозможно. В шестом классе ​
​благодаря этой «обязанности», и они мне ​
​программы для детей ​

​и нужно. Наверное, это и хорошо. Когда моя дочь ​самых приятных качеств. Есть юмор на ​близ Диканьки» в пятом классе. Самой читать было ​я познакомилась именно ​

«Про это»

​Книга из школьной ​не было интересно ​пороков, но точно не ​«Вечера на хуторе ​вызывала чувство «нежелания читать», которое приходилось преодолевать; с другой стороны, с некоторыми книгами ​чтение увлекательным.​момент мне вообще ​героя – галерея пусть не ​Н. В. Гоголь. Сначала я прочитала ​оставило равнодушной. С одной стороны, обязанность их прочесть ​поведение. А легкий, образных язык сделает ​

​из памяти то, что на тот ​городов, а окружение главного ​

​меня остается непостижимым ​из «летних списков» разное: что-то понравилось, другое нет, а третье просто ​стыдно за свое ​была пятёрка. Мозг заботливо стёр ​и весям, неприглядная картина запущенных ​Среди классиков для ​

​года. Отношение к книгам ​себя, чтобы не было ​
​литературе у меня ​
​путешествие по городам ​
​Полина Грищук, 14 лет (г. Ульяновск)​
​во время учебного ​
​хорошо, а что плохо, подскажет как вести ​всё и по ​
​угадываются гоголевские мотивы. Здесь есть долгое ​
​произведении «плохой», а кто «хороший».​
​список не входят, их приходится читать ​
​этических вопросах, понять что такое ​
​великих русских писателей, хотя читала почти ​«Кусатель ворон», в которой явно ​
​персонажей в этом ​
​внеклассному чтению – выборочно. Стихотворения обычно в ​в нравственных и ​
​зарубежных авторов, ни ключевых произведений ​ровесниках и современниках, вызывающие отклик, интерес. Отличный пример – книга Эдуарда Веркина ​
​то, кто из второстепенных ​
​чтения. То, что обязательно, я читаю всё. Из списка по ​
​запросто могут оказаться. Книга поможет разобраться ​
​помню вообще ничего. Ни проходных произведений ​
​произведения о наших ​

​людьми и про ​и для внеклассного ​


​в них ситуации, в которых ребята ​литературе я не ​выиграла бы, появись в ней ​героев с другими ​двух частей: обязательное к прочтению ​знакомых, ведь автор описывает ​школьной программы по ​Мне кажется, школьная программа только ​про отношения главных ​


​на лето. Он состоит из ​этих произведений себя, своих друзей и ​сегодняшний момент из ​не понятны совершенно.​

Стихи школьной программы

Какую литературу изучают современные школьники

И как менялась программа за последние 25 лет

​согласна с тем, что говорил учитель ​

​литературы для чтения ​узнают в героях ​

​этого хватало. По итогу на ​настоящее время они ​

​обсуждали «Алые паруса» в классе, я была не ​нам дают список ​Александровны Осеевой. Маленькие читатели наверняка ​интернета, немного из критики. Для четвёрки-пятёрки в четверти ​

​и актуальны, но подросткам в ​его много раз, но когда мы ​Обычно в школе ​детской писательницы Валентины ​отшибись, подсписанные немного из ​они были понятны ​любимых произведений – «Алые паруса» Александра Грина. Дома я перечитывала ​Варвара Кузнецова, 13 лет (г. Москва​рассказы, сказки и стихи ​

Что представляет собой школьная программа по литературе

​читать то, что нравится. Сочинения сдавались на ​литературного анализа. Вероятно, в своё время ​Одно из моих ​называют феерией.​собраны самые известные ​и остаток лета ​с точки зрения ​сказам П. Бажова.​«Алые паруса» – очень красиво, романтично и интересно. Не зря её ​В этой книге ​эту нудную обязаловку ​

​и компанию. Безусловно, произведения Гоголя интересны ​была викторина по ​нравятся. Например, мы недавно читали ​программы​месяц прочитать всю ​читаем про Чичикова ​я ею заинтересовалась. Ещё у нас ​

​произведения, которые иногда мне ​Да, книги Солженицына "ценное" приобретение для школьной ​цель хоть как-то быстро за ​яркими авторами? Вместо этого мы ​немного скучной, то потом постепенно ​года задают обязательные ​лет.​летом ставила себе ​не «разбавить» устаревшую программу современными ​

Какие периоды литературы изучают

​мне она показалась ​Во время учебного ​классе, ни через 10 ​любила и люблю. Поэтому я всегда ​в окружающей реальности. Так почему бы ​же игра, и если вначале ​читать то, что мне говорят.​ни в 11 ​20 лет. Читать я очень ​в 9 классе? Почти сформировавшиеся личности, которые могут ориентироваться ​

​нас была такая ​и копаться, чтобы её изучить): может быть, я не хочу ​Например, "Мастер и Маргарита" не смогла осилить ​удаётся только после ​сидит за партами ​Внукова «Один», по ней у ​психология (в которой копаться ​другой стороны.​

Какие произведения считаются обязательными

​удовольствия, только серьёзная литература, смысл которой понять ​корне неправильно. Ведь кто сейчас ​авторе. И книга Николая ​заинтересоваться. Возможно, это просто моя ​них совсем с ​

​сверстниками. Никаких произведений для ​абсурд происходящего. И это в ​книге и её ​книгу, мне нужно ею ​во взрослом возрасте, и посмотрела на ​и общением со ​Чичикова, ни сатиру и ​информацию об этой ​захочу. Наверно, чтобы я прочитал ​

​Некоторые произведения перечитала ​дачу с родителями ​ни историческую составляющую, ни смысл аферы ​даже искала дополнительную ​читать книги, которые я сам ​и не нужно.​между поездками на ​

​толком не понимает ​литературно-географическая игра, для этого я ​книги. Мне больше нравится ​

​обожала в школе. Читала всё, что было нужно ​прочитать в перерывах ​мы штудируем «Мёртвые души»; при этом никто ​

Какие произведения изучают

​в школе была ​не читаю эти ​Уроки литературы просто ​списки произведений, которые было необходимо ​крайне мало произведений, которые могут увлечь, заинтересовать. Уже полтора месяца ​ней у меня ​рекомендованной литературы, но я почти ​Герой​лето выдавались огромные ​для 9 класса ​показаться скучной) – потому что по ​обычно дают список ​

​его исключила.​"отчетного" сочинения дома, умело списанному откуда-нибудь. Конечно же на ​В списке чтения ​она может и ​На лето нам ​программы я бы ​изучение и написание ​время зачитывалась.​

​виде разных сценок, книга «Капитан Врунгель» (хотя многим подросткам ​прочитанных.​20 века, но из школьной ​"великих" отдавалась на самостоятельное ​произведения К. Булычева и В. Крапивина, которыми я долгое ​разыгрывали их в ​только о последних ​

​Антонию Байет. "Тихий Дон" - моё любимое произведение ​"великих" и чуть менее ​сестре. Чуть позже обсуждали ​на уроках литературы ​ответах буду говорить ​авторов ябы добавила ​и небольших рассказов ​читаю своей младшей ​заинтересовали больше других. Басни Крылова – потому что мы ​несколько месяцев назад. Поэтому в моих ​

​В список зарубежных ​из серии "Чёрный котёнок". Вся остальная "мелочь" типа зарубежной литературы ​стихи Юнны Мориц, которые я сейчас ​понравились, нет, но некоторые меня ​

​школьной программы, которые читал даже ​Герой​"Гарри Поттера" или детские детективы ​мы учили наизусть ​программы, которые мне очень ​

​помню произведения из ​Неудивительно​и буду читать ​списке больше, они разнообразнее, и главное – откликаются читателям. В 3 классе ​Произведений из школьной ​

​На самом деле, я не очень ​проходят «Крошку Цахеса» Эрнста Гофмана.​звонок, я приду домой ​класса произведений в ​произведения.​Алексей Варакин, 10 лет (п. Рождествено Московской обл.)​Школьники больше не ​том, что скоро прозвенит ​к более старшим: примерно до 6 ​

​более подробно разбираю ​современных авторов…​литература.​совсем не хотела. Всегда думала о ​от младших классов ​

​вместе с классом ​другой язык, зачастую более красивый, чем в произведениях ​античная, а что древняя ​понимать я их ​по литературе меняется ​на уроках литературы ​классику. В ней совсем ​

​том что такое ​не нравились и ​На мой взгляд, принцип составления программы ​их. А потом уже ​иногда нравится читать ​не вкурсе о ​несоответствующем возрасте. Они мне ужасно ​

​Полина Фурс, 15 лет (г. Москва)​учебного года читаю ​поздно, так как мне ​Больше античной литературы, а то совки ​на прохождения в ​очень рад этому.​постепенно во время ​добралась рано или ​

​полезнее​ключевые произведения давались ​себя Некрасова и ​учебники и потом ​

​равно до них ​его "Кормление крокодила Фугу" - он, кмк, школьникам понятнее и ​в произведении "Тарас Бульба"... Но все эти ​я открыл для ​уроке я листаю ​в школе, я бы всё ​Пелевина разговор, то добавила бы ​изучение описания степи ​авторской мысли. С тех пор ​по литературе. Дома или на ​

​нам не задавали ​этого не нашла, но ладно. Раз уж за ​подряд ушло на ​понес по реке ​

​школе выдают учебники ​бы какие-то классические произведения ​"Жизнь насекомых", но в источнике ​

​помню, как несколько уроков ​подхватил меня и ​читать только тогда, когда нам в ​Но я думаю, что даже если ​Увидела, что добавили Пелевина ​

​писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого и т.д. До сих пор ​момент. Нет! Он плавным потоком ​

​программу, я обычно начинаю ​засели в голове…​что заставляли читать.​произведений великих русских ​остановиться в неподходящий ​Все произведения, включённые в школьную ​так уж сильно ​

​не понятную муть ​изучению больших ключевых ​преград. Не заставил меня ​Александра Меркина, 13 лет (г. Санкт-Петербург)​повествования, а герои не ​читаются, а не ту ​

​отдавалось предпочтение подробному ​мне. Не ставил мне ​объяснять, анализировать «вслух».​в них нить ​нравятся и легко ​"под себя". На уроках всегда ​легко. Он не мешал ​хороши своей простотой, их не нужно ​

​близ Диканьки» и «Недоросль»: я зачастую теряла ​хорошие книги которые ​корректировали школьную программу ​стих давался мне ​Они понятны и ​читать «Вечера на хуторе ​что можно читать ​4 учителя литературы. И все они ​

​читать так, как я хочу. Впервые в жизни ​говорить в классе.​

Много ли надо учить наизусть

​пару названий: например, мне было неинтересно ​чтение и оказалось ​школе, у нас было ​плавный и тягучий, что позволял мне ​не хотелось бы ​на их счет. Тем не менее, я всё-таки могу назвать ​для себя открыл ​период обучения в ​эйфория. Слог автора настолько ​рассказах Шукшина мне ​деле глубоко ошибался ​

​лет я потом ​Так вышло, что за весь ​«Застенчивость») перед аудиторией… Это была неописуемая ​А вот о ​«распробуешь», понимаешь, что на самом ​

​желание читать, спустя много много ​Герой​стихотворение (которое иронично называется ​понятным.​показаться скучными, но потом, когда ты их ​меня отбила всякое ​

​обязательных. Так что читают​без заикания декламировал ​литературы мы разбираем, анализируем, читаем внимательно, поэтому все становится ​поняла, то таких мало, как и скучных. Да, иногда поначалу какие-то книги могут ​Ненавижу русскую классику, и школа у ​классу есть Игробязательных ​Некрасова. Я попробовал. И когда впервые ​списка. Но на уроках ​о произведениях, которые я не ​Герой​списке к 10 ​

​преподаватель порекомендовал попробовать ​книг из огромного ​Если же говорить ​по возрасту, чтобы не отталкивать, а привлекать.​Нехетти, у сына в ​пытку. И тогда мой ​

​понравились всего пара ​так много книг, которые мне понравились, но всё-таки такие есть: это «Дубровский» Александра Пушкина, «Ревизор» Николая Гоголя, «Куст сирени» Александра Куприна…​правда интересно пятиклассникам. Литература должна подбираться ​от недр своих".​превращалось в медленную ​страниц), за всё лето ​школьных произведений не ​читали "Хоббита". Вот это было ​

​"о вы, которых ожидает Отечество ​сильно, что чтение стихов ​захватило с первых ​почитать что-то своё преобладает. Среди прочитанных мною ​мы по программе ​читает. Берётся отрывок, который начинается словами ​с речью – заикание. Заикался я настолько ​произведении (особенно, если оно не ​

​на лето, ибо теперь желание ​Помню, в 5 классе ​оду целиком не ​одну большую проблему ​сконцентрироваться на классическом ​все, которые задают нам ​все ок, то со вторым...​Нехетти, да никто эту ​было декламировать (выразительно читать вслух) стихи. А я имел ​

​много произведений, которые не поняла. Например, «Заметки о русском» Лихачева или «Холстомер» Толстого. Мне довольно трудно ​года, но далеко не ​школьника. Если с первым ​середине 90-х, процентов на 95).​моментов обучения нужно ​Летом я читала ​в течение учебного ​для определенного возраста ​с той, что была в ​В один из ​в библиотеке (хотя 90% произведений читала летом).​

​произведения, которые мы проходим ​себе, и другое - хороша ли она ​было (хотя программа совпадает ​курсах по журналистике.​день после получения ​Читаю я все ​литература сама по ​время этого не ​

​с ними на ​рук в первый ​собой такого рвения, какое было раньше.​- хороша ли эта ​"Оду" Ломоносова. Бедные дети, как хорошо, что в наше ​ним соответствующим образом. Выучил и забыл. Пока не столкнулся ​не выпускаю из ​не замечаю за ​в школе, многие нет. Но одно дело ​невозможно - как физически, так и психологически. Как и чудовищную ​

​программу, и относился к ​скорее страх, а не интерес. Но литературу я ​список, в последнее время ​Произведения хорошие, некоторые я читала ​веке такое осилить ​

​учил его стихи, входящие в школьную ​не листаю учебники, новые предметы вызывают ​охотно читаю летний ​Герой​нечего. А в 21 ​

Что нужно, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

​произведение, столько автор. Николай Некрасов. Я долгое время ​будут темы, картинки?.. Сейчас я уже ​уже не так ​детям лезут.​развлечься после работы/учебы - только и оставалось, что читать - а кроме классики, тоже было особо ​Второй случай – не столько отдельное ​– что там? Какие у нас ​мне купить. Но сейчас я ​своих мозгах разберутся, а потом к ​сокращении. Это в 1970-е было нечем ​

​столь бурный восторг.​книгами в школе ​другие книги, которые сама просила ​школах. Сначала пусть в ​роман в небольшом ​представления о ней. Поэтому книга вызвала ​новыми учебниками или ​

​летнего списка, зачастую забывая про ​литературы в наших ​осиливали. Возможно, надо публиковать этот ​от моего тогдашнего ​чувство любопытства перед ​

Как изменилась школьная программа за последние 25 лет

​зачитывалась книгами из ​сказать на тему ​растянут, что даже мы, динозавры, и то не ​мысль, что ЭТО классика. Настолько роман отличался ​году. Я думаю, каждый ребёнок испытывал ​(в начальной школе), когда я буквально ​Синие занавески - это все, что мне есть ​Но вот, например, "Обломова" читать надо обязательно... но он настолько ​просто не помещалась ​проходить в следующем ​

​всегда складывались хорошо. Было даже время ​Что, Идиота убрали, а Пелевина добавили? Печально.​Ф.М. А так - наоборот, приобрела стойкую аллергию.​шок. В моей голове ​ознакомиться с тем, что мы будем ​литературой у меня ​Герой реалити​

​роман в школе, стала бы фанатом ​читать… Это был культурный ​на лето, мне просто интересно ​Отношения со школьной ​возражений.​

​"Преступление и наказание" не заменить динамичным, интересным, а главное (онижедети) - коротким "Игроком"? Прочти я этот ​мне в руки. Когда же начал ​

​списки обязательного чтения ​Арина Захарова, 14 лет (г. Аша)​назвать кого-то, кто не вызовет ​затасканных "Отцов и детей"? Почему тяжелое, нудное, беспросветное и неоднозначное ​случайно не попала ​не выдают конкретные ​них в классе?​современной литературой - как-то даже затрудняюсь ​"Дым", архиактуальный сегодня, хуже и недостойнее ​срока не стал, если бы она ​

​читательские дневники и ​бы разговаривать о ​рождалось 🙂 Интересный вопрос с ​по лит-ре. Много произведений - как алмазы "неограненные" (сознанием массового читателя), лежат мертвым грузом. Чем тот же ​и читать раньше ​не просят заполнять ​

​программные произведения, которые вы любите, но не хотели ​у детей не ​перекроила программу 9-11 классов конкретно ​не ждал. Я бы ее ​в данный момент. В моей школе ​5. Есть ли такие ​же 🙂 Ну, «Поднятую целину» убрали, видимо, по идеологическим соображениям, а Салтыкова-Щедрина подрезали, чтобы лишних мыслей ​Много таких книг. Я бы вообще ​этой книги я ​года перечитываю произведения, которые мы проходим ​того-то и того-то!​не стихи его ​Отредактировано​«Мастером и Маргаритой» Булгакова. Ничего выдающего от ​на лето, а в течение ​было бы, не случилось бы ​с начала. Упаси бог только ​

​Герой Т—Ж​Первый связан с ​из списка литературы ​

​(вынудили) прочитать эту книгу! Без этого не ​

​Симонова предложил почитать. «Живые и мертвые», лучше всю тетралогию ​добраться.​
​на мою жизнь.​Я читаю всё ​подумали: как же хорошо, что меня побудили ​«Горячего снега» я бы еще ​Пелевина не успевает ​по литературе повлияла ​Лада Брик, 15 лет (г. Челябинск)​

​какое-то время – и вы вдруг ​бы убрал. Про войну кроме ​Хуан, уверен, что никто до ​примера того, как школьная программа ​читать.​школьную программу? А потом прошло ​представляет. И Платонова я ​"Жизнь насекомых".​Есть два показательных ​не стала бы ​не включили в ​зрения «Архипелаг ГУЛАГ» никакой ценности не ​программу книги Пелевина ​меня возможности «понять» произведения самому.​сама почти ничего ​стали бы читать, если бы их ​и исторической точки ​включения в школьную ​
​неожиданной стороны. Стоит, однако, признать, что это лишило ​школьную программу я ​произведения, которые вы не ​современности. Все, перестройка кончилась, коммунизм порушили, а с литературной ​

​Приятно удивил факт ​

​книги с совершенно ​Из включенного в ​4. Есть ли такие ​
​будут подхихикивать? Солженицына пора, хм, сбросить с корабля ​урок.​
​литературы, показавший мне эти ​невероятно скучными.​невероятно скучными?​

​поиметь, а дети что? Над Сонечкой Мармеладовой ​

​бы понял, либо получил бы ​учитель русского и ​душу и кажутся ​вам никакого отношения? Те, которые показались вам ​возрасте можно депрессию ​книги тогда, в школе, я что либо ​удовольствие обеспечил мой ​оставляют равнодушной, не берут за ​поняли? Те, которые, как вам кажется, не имеют к ​

​программы убрал. Тут во взрослом ​

​удовольствие. Но не уверен, что прочитав эти ​Во многом это ​программы чаще всего ​программных произведений те, которые вы не ​вообще из школьной ​школе, получаю от этого ​сравнимое удовольствие.​Произведения из школьной ​3. Есть ли среди ​копье устремил, неприкрытый спасительной медью..». Достоевского я бы ​сейчас читаю классику, которую задавали в ​с чем не ​дает?​

​понравились?​

​🙂 «В бок он ​пробелы. И с удовольствием ​от романа ни ​конкретное произведение. Что оно мне ​те, которые вам очень ​

​трудно их читать ​

​возрасте восполнял эти ​я смог получить ​«додуманными». И не понятно, зачем мне это ​прочитанных вами произведений ​этом стихотворном размере ​всех). А потом, уже в зрелом ​прочтении, но много после ​сделать, исходя из программы, мне кажутся слишком ​2. Есть ли среди ​батальных эпизодов, и то в ​фигня (яж умней был ​показалось скучным. Разве что «Война и мир» Толстого при первом ​автор. Но многие выводы, которые мы должны ​учебного года?​чем речь вообще, кроме разве что ​ничего не читал, так как считал, что это всё ​не понятно или ​

​Думаю, «поняла» – это понятие размытое. Понять можно по-разному. Можно «додумать», что хотел сказать ​

​читаете – летом, заранее, или во время ​дети поймут о ​задавали, только я это ​такое, которое было мне ​поняла?​программу? Когда вы их ​

​преподают, но вряд ли ​много чего хорошего ​

​мне понравились. Не могу вспомнить ​

​программных произведений те, которые я не ​

​произведения, включенные в школьную ​в это время ​Проблема в другом, по себе помню, что в школе ​из школьной программы ​Есть ли среди ​1. Вы читаете все ​мира, которую как раз ​в школе. Это хорошие, достойные книги.​Все классические произведения ​понравились, – «Судьба человека» Шолохова, «Время всегда хорошее» Жвалевского и Пастернак.​

​вопросы – о школьной программе.​с историей Древнего ​произведений, которые сейчас проходят ​ознакомиться.​Среди прочитанных произведений, которые мне очень ​классикой, они, в первую очередь, сталкиваются в школе. Поэтому и наши ​«список кораблей» заставили заучивать. Понятно, что пытались синхронизировать ​

​В целом, мне понравился набор ​

​возможности с ним ​"по вертикали"​авторам подростковой редакции. С тем, что мы называем ​
​младших классах бессмысленно. Они бы еще ​Отредактировано​самого произведения и ​на что нет. Поэтому приходится читать ​мы предоставляем слово ​

​варианте изучать в ​

​перерывах после учёбы).​спонтанно. Все зависело от ​книг больше ни ​На этот раз ​«Илиаду» и «Одиссею» даже в сокращенном ​(дочь взрослая девица, современная - читает не книги, а паблики в ​непосредственно их проходили. А те, что читал… Скажем так, они читались мной ​вдумчиво, как положено, времени из-за чтения школьных ​детстве читателям «Папмамбука» рассказали писатели, филологи и библиопедагоги.​Герой Т—Ж​и не смогу ​из школьной программы. Даже когда мы ​каникулах все читать ​с классикой в ​Войну и Мир​
​этому не смогла ​читал всех произведений ​каникулы, летние, осенние, зимние, весенние. Если на коротких ​О своих отношениях ​читать к примеру ​наслаждаюсь и научить ​мне это признавать, но я не ​

​книг на каждые ​и непонятного?​литературу, а не заставлять ​себя могу сказать: пишу относительно грамотно, читать люблю, но литературой не ​Как ни стыдно ​Нам дают список ​

​текстах, которые им предлагают, слишком много чуждого ​разрешить читать свободную ​литературой... Я вот про ​Тимур Фролов, 17 лет (г. Новочебоксарск)​программу.​это? Или в тех ​для общего развития, для кругозора, но почему не ​своих отпрысков наслаждаться ​и все.​
​произведения, включенные в школьную ​этого дети? Интересно ли им ​прям заставляют читать. Я не спорю, это очень важно ​писать не могут/не хотят, а уж учить ​по некоторым сочинения ​Я читаю все ​
​А хотят ли ​Для меня как-то странно когда ​
​опустится ещё сильнее. Некоторые люди грамотно ​не обсуждаем. Некогда. Просто пишем потом ​Катерина Омельницкая, 15 лет (г. Оренбург)​

​классическую литературу…​

​Герой​так много образованных ​мы в классе ​Марни» Д. Робинсон и «Поллианна» Э. Портер – это классика?..​Но много беседовать ​книги и участвовали ​людей, а люди влияние ​можно смотреть с ​работать руками. Школа всего лишь ​не моё. Не смогла осилить ​В сознательном возрасте ​таких произведений в ​же природу например ​Нехетти, и Тихий Дон ​

​формы не давалась ​

​Герой Т—Ж​варианте. По факту это ​мне так и ​
​6м классе, я в 27 ​полностью читали единицы.​на лето есть ​зрелом возрасте, ну никак не ​я читать с ​больные на голову(да не дадут ​Заясь,, по школе тоже ​знакомство со взрослой ​написать всего пару-тройку сочинений, остальные откладывала, пока про них ​чтения, пропадает послевкусие от ​Читать люблю, а литературу никогда ​древнегреческой мифологии. Всё-таки плохо мы ​Владимир, о нетрадиционных отношениях ​почему Пушкин - солнце русской поэзии.​
​Герой​совершенно иначе.​чай? О том, что Булгаков любил ​добавить поэтам и ​

​и подросткам. Почему не "Властелин колец"? Почему не "Хроники Нарнии"? Почему не какую-нибудь плохо написанную ​заставляют анализировать и ​люблю не благодаря, а вопреки.​

​Какую книгу вы ​

​литературы. Обязательными стали Уильям ​

​так надо было ​программы в 2004 ​школьникам предлагают выбирать ​четыре раза — с 163 до ​годы оставалась высокой ​Школьники больше не ​Также за последние ​их было 357, в 2004 — 179, в 2016 — 711, в 2021 — 343, в 2022 — 418. Кроме того, например, в 2004 году ​
​литературе пересматривали четыре ​постсоветский документ со ​в кодификаторах ЕГЭ ​шесть — по выбору. 275 принадлежат перу ​работы.​ЕГЭ 2023 года ​Бориса Пастернака.​Николая Гумилева.​Фета.​из «Войны и мира». Кроме того, нужно выучить «Элегию» Николая Некрасова и ​Ржевом…».​одному стихотворению Гавриила ​Божием величестве при ​из «Слова о полку ​

​выбору о Родине ​«Капитанской дочки», монолог Хлестакова из ​Олеге» Александра Пушкина, «Русских женщин» Николая Некрасова, «Русский язык» Ивана Тургенева, стихотворение Владимира Маяковского, по два стихотворения ​Кроме того, нужно выучить «Оду на день ​произведений в прозе: нужно выучить отрывок ​

​одно стихотворение о ​родной природе».​Александра Пушкина и ​В пятом классе ​

​обучения нужно будет ​

​минимальное количество произведений, которые нужно выучить ​особенностей региона, школы или класса. Поэтому в некоторых ​программой, которую составляет учитель. Чаще всего педагоги ​выбору.​читают два рассказа, одну пьесу и ​только произведения отечественных ​В одиннадцатом классе ​второй половины 19 ​авторов — это даже меньше, чем у пятиклассников. Но произведения объемные: «Гроза» Александра Островского, романы «Обломов» Ивана Гончарова, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Война и мир» Льва Толстого, «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина. Из малых форм ​Из зарубежной литературы ​В девятом классе ​«Василий Теркин» Александра Твардовского, рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Матренин двор» Александра Солженицына и ​века читают Александра ​годы, — 69, но авторов примерно ​— роман «Хитроумный идальго Дон ​и реальности, рассказы Андрея Платонова ​Николая Некрасова.​половины 19 века ​читают древнерусские повести, например «Поучение» Владимира Мономаха. Дальше изучают литературу ​взросления человека, например «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. Также проходят произведения ​периодов — «Повесть временных лет», «Песнь о вещем ​43 авторов. Из античной литературы ​приключенческой прозы, например «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, и одно произведение ​Кристиана Андерсена, по выбору — «Алису в Стране ​века — рассказы Михаила Зощенко, Андрея Платонова, «Васюткино озеро» Виктора Астафьева и ​семи богатырях». Кроме того, проходят повесть Николая ​века изучают три ​и сказки народов ​стихотворения 19 и ​фокусируются на более ​время. В седьмом классе ​от периода и ​необязательных авторов и ​либо роман «Бедные люди», либо повесть «Белые ночи» — третьего не дано.​произведений может быть ​Пушкина «Медный всадник», ее нельзя заменить ​В программе есть ​ФГОС не предполагает ​15 произведений древней ​литературу, произведения 11—18 веков и ​школьник изучает эти ​категории: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Бунин, Алексей Толстой, Владимир Набоков и ​с творчеством 202 ​347 произведений отечественных ​на выбор.​в неделю в ​По данным Министерства ​школы 1998—2022»: Андрей Кокорин проанализировал ​кодификаторы ​Школьная программа по ​ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой ​школьной программы, а ваша задача ​стихотворения в школе? А вот и ​теме:​Эта тема день ​Эта тема ножом ​людей и дела.​приказала:​карточкой. Поэма вышла в ​Отрывок из письма ​ночью ходит под ​степени опостылели Володина ​Отрывок из стихотворения ​донца,​и снова день ​прилечь,​кутерьма​Стена теней,​

​Левой!​

​товарищ маузер.​Словесной не место ​

​стихотворение вошло в ​отдельные строфы, а тут только ​и потребовали, чтобы я приехал ​покойника.​Что ж, выходите.​

​резкая, как «нате!»,​Она шарахается автомобильных ​большая или крошечная?​плавлю лбом стекло ​храню. Могу кому-нибудь уступить для ​. Читал ему части ​одним из прообразов ​

​в своих чувствах ​

​вполголоса: Что делать? Как быть? Написать письмо?»​по комнате, не зная, как быть, что предпринять дальше, куда деться с ​чтобы каждый вечер​Послушайте!​Говорит кому-то:​не перенесет эту ​руку,​в метелях полу́денной пыли,​

​значит — это кому-нибудь нужно?​хмурое небо, изредка мелькавшие звезды ​его возлюбленная — Софья Шамардина. Именно она стала ​города»​переживания и впечатления ​раз​Наверное, вы учили все ​школе, но с остальными ​раз​

​раз​

​раз​самом деле, в жизни есть ​Шумно, и жутко, и грустно, и весело...​

​—​

​сосна​Люблю я пышное ​Что оно горячим ​

​Как бы резвяся ​

​ Но нам нужен ​мне,​Кабы силками ее ​«В нашем болотистом, низменном крае​Выхожу один я ​Сижу за решеткой ​

​Yuliya, задача семьи, говорите? 🤔 Хм, Вы считаете, что у нас ​

​в средней школе.​читали самые толстые ​влияет на взгляды ​и показать, что на неё ​чувствовать, не каждому дано ​все три месяца... И нет, убедилась что это ​потом перечитать.​

​и есть суть ​

​читала с упоением, а про ту ​Герой реалити​Да половина крупной ​приключение. Главное-своевременно предложить​в очень сокращённое ​в 11м классе ​поразилась Гомеру в ​Yuliya, и все, конечно, читают весь список. Их и раньше ​читать самостоятельно. В любом списке ​как раз в ​объясняла. Да и сама ​с них взять, все взрослые чутка ​Герой​А слишком раннее ​за год умудрилась ​впечатление от книги, чувства, возникшие в процессе ​Герой​можно почерпнуть из ​Отредактировано​Вообще никакого объяснения ​руководства. Увы-увы.​живой человек - то, что он написал, ведь будет восприниматься ​в итоге произошло, было закономерностью, а не случайностью? О том, что Достоевский обожал ​может понравиться? Почему бы не ​добавила - всё-таки побольше литературы, которая интересна детям ​по литературе, когда двенадцатилетних детей ​Литературу любила и ​сих пор.​48 произведений зарубежной ​году школьникам и ​как часть школьной ​сократили до 284. Вместо конкретных произведений ​году увеличилось в ​произведений все эти ​Антона Чехова.​

​объема.​

​программе тоже менялось: в 1998 году ​

​школьную программу по ​вышел первый официальный ​Николая Карамзина нет ​прозаических, 195 поэтических и ​проверяться заданиями экзаменационной ​школе. Кодификатор ОГЭ и ​

​Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и ​

​стихотворению Константина Бальмонта, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной и ​Тютчева и Афанасия ​и неба Аустерлица ​стихотворения «Я убит подо ​выбор выучить по ​«Мертвые души» Николая Гоголя, «Вечернее размышление о ​или плач Ярославны ​два-три стихотворения по ​
​учат отрывки из ​Петровны 1747 года» Михаила Ломоносова, отрывки из «Медного всадника» и «Песни о вещем ​повести «Тарас Бульба».​с заучиванием наизусть ​Пушкина, по одному — Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова, Федора Тютчева, Афанасия Фета и ​

​раздела «О родине и ​

​Крылова, по два стихотворения ​больше, 205.​Всего за время ​ФГОС определяет только ​коррективы исходя из ​наизусть определяются рабочей ​три стихотворения по ​Великой Отечественной войне ​соответственно. В программе представлены ​одна пьеса.​Из зарубежной литературы ​произведений и 20 ​

​«Горе от ума» Александра Грибоедова.​Мольера «Мещанин во дворянстве».​века читают поэму ​«Недоросль». Из литературы 19 ​проходят меньше произведений, чем в предыдущие ​Из зарубежной литературы ​

​на тему мечты ​Тютчева, Афанасия Фета и ​Из литературы второй ​41 автора. В начале года ​произведений на тему ​

​мира, из более поздних ​проходят 76 произведений ​
​два произведения зарубежной ​

​читают сказки Ханса ​

​Из прозы 20 ​царевне и о ​Из литературы 19 ​и 49 авторов. Пятиклассники читают мифы ​изучают романы и ​В девятом классе ​

​авторов, живших в разное ​

​класс постепенно усложняется. Сложность произведений зависит ​В старших классах ​ученик может прочитать ​
​Однако список таких ​прочитать поэму Александра ​работает.​произведений современности.​
​изучить не менее ​античную и древнюю ​новейшей русской литературы. При этом современный ​прозаики, 63 — как поэты, шестеро совмещают эти ​

​учебы школьники познакомятся ​в программе было ​


Описание

​и еще 10 ​646 часов: по три урока ​ЕГЭ — всего 42 документа.​программах для средней ​пересматривали пять раз, а изменения в ​— «Учимся читать», Полонский фарфоровый завод, СССР, 1950 г.​мгновенье: Передо мной явилась ​10 стихов из ​Думаете, вы зря учили ​этой​вискам.​безраздельно стала близка.​и грозой раскидала ​мне заявилась гневная,​позже его визитной ​строк!»​нас… Он днём и ​

​«Мне в такой ​и солнца!​до дней последних ​

Детали

​мочь —​

​и хочет ночь​

​Стихов и света ​

​«Левый марш».​

​Клячу историю загоним.​

​слово,​

​Разворачивайтесь в марше!​

​впервые, а через год ​

​«Левый марш». Конечно, я раньше заготовил ​

​бывшего Гвардейского экипажа ​

​Как пульс​

​я выхожу замуж».​

​Вошла ты,​

​смирный любёночек.​

​Какая —​

​горблюсь в окне,​

​жилете. Все же жилет ​

​автобиографии «Я сам»: «М. Горький​

​разочарование: Денисова была помолвлена. Позже она стала ​

​Владимира Маяковского. Он все-таки решился признаться ​

​и вопрошающе твердил ​

​«Бурлюк глубокомысленно молчал, наблюдая за Володей, который нервно шагал ​

​Значит — это необходимо,​

​Да?!»​

​но спокойный наружно.​

​клянется —​

​целует ему жилистую ​

​И, надрываясь​

​—​

​извозчичьей пролетке. Поэт смотрел на ​

​турне поэту помогала ​


​элементам психики современного ​«Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши ​Пройти тест еще ​раз​не читали в ​Пройти тест еще ​Пройти тест еще ​Пройти тест еще ​оно вам на ​Ветер. В лесу одному​Короткая, но дивная пора ​На голой вершине ​прощальная краса —​Рассказать, что солнце встало,​Когда весенний, первый гром,​полаем при луне...​Дай, Джим, на счастье лапу ​не ловили,​


​Ночь тиха. Пустыня внемлет богу...​Мой грустный товарищ, махая крылом...​

​школьной программы? - Лайфхакер​Герой​
​с учителем литературы ​прекрасная учительница литературы, даже заядлые троечники ​и того, как историческая эпоха ​Карина, задача школ- познакомить с литературой ​думать, не всем дано ​
​мучала эту книгу ​вынесешь и захочешь ​всю жизнь. Напугали, удивили, ошарашили. Может в этом ​
​летних каникулах. Что-то понравилось, что-то нет, какие то моменты ​времена. Если по-чесноку.​мир?))​3-4классе как увлекательнейшее ​Eve, так Гомера проходят ​

​в такой программе? И тихий Дон ​Карина, я вот тоже ​зарубежных авторов​Iaroslav, никто не мешает ​о классике, на 80% пересмотрела свои взгляды) однако, это произошло уже ​

​очень хорошая, всегда так интересно ​взрослых про :"о! Классика! Так интересно!", думала ну что ​четкую ассоциацию: классика - это скучно, непонятно и неактуально​Герой​

​половину заданных стихов, а в 11 ​и приятное - пропадает твое собственное ​райкоммунхозом т. Саахова.​школе: разве что-то совсем немножко ​школьным образованием беда.​

​как надо учителю, тупо получаешь оценки.​и даже школьного ​школьной библиотечки проступит ​то, что с ним ​всё-таки была издана, и за что ​Что я бы ​изучения школьной программы ​Герой​Сент-Экзюпери — их проходят до ​же году добавили ​

​вернули. Вероятно, посчитали, что в 2016 ​Региональная литература появилась ​произведений отечественных авторов ​произведений в 2016 ​

​в общей массе ​

​произведения Анны Ахматовой, Александра Блока, Ивана Бунина, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Александра Островского, Бориса Пастернака, Александра Пушкина, Федора Тютчева, Афанасия Фета и ​5% от всего изучаемого ​Количество произведений школьной ​произведений. С тех пор ​В 1998 году ​Например, произведений Александра Куприна, Александра Фадеева, Константина Паустовского, Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Михаила Пришвина, Александра Грина и ​288 произведений. Из них 87 ​в списке могут ​все произведения, которые изучаются в ​бы…» и «Послушайте» Владимира Маяковского, «Я знаю, никакой моей вины…» Александра Твардовского, по два стихотворения ​выучить по одному ​два стихотворения Федора ​«Грозы», романа «Отцы и дети», знаменитые описания дуба ​

​произведения: «Весенние строчки» и отрывок из ​Также нужно на ​письмо Онегина, отрывок из поэмы ​нужно выучить вступление ​«Василия Теркина» Александра Твардовского и ​В восьмом классе ​государыни императрицы Елисаветы ​удалого купца Калашникова» и отрывок из ​учащиеся впервые сталкиваются ​

​«Железной дороги» Николая Некрасова, басни Ивана Крылова, три стихотворения Александра ​войне и из ​русских селеньях…» и «Крестьянских детей» Николая Некрасова, три басни Ивана ​— в два раза ​одиннадцатом.​могут быть расхождения.​для заучивания оттуда, но могут вносить ​Произведения для заучивания ​номинально: два рассказа, один роман и ​Из произведений о ​— 229 и 93 ​выбору: одно в прозе, два стихотворения и ​Афанасия Фета.​изучают всего 50 ​

​«Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова и ​— сонеты Уильяма Шекспира, трагедию «Ромео и Джульетта», а также комедию ​Из литературы 20 ​— комедию Дениса Фонвизина ​В восьмом классе ​заданные темы.​половины 20 века ​двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», и стихотворения Федора ​и Михаила Лермонтова, повесть «Тарас Бульба».​изучают 88 произведений ​читают «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, не менее двух ​

​народов России и ​

​В шестом классе ​Также нужно прочитать ​Из зарубежной литературы ​Толстого «Кавказский пленник».​стихотворений Александра Пушкина, а также «Сказку о мертвой ​веков.​изучают 88 произведений ​

​формы — пьесы, оды и поэмы. В старших классах ​малая проза — рассказы и повести.​сказки, мифы, а также стихотворения ​пятого по одиннадцатый ​критериям: периоду, жанру, теме.​учебнике. Например, у Федора Достоевского ​30% в каждом классе.​их обязательными. Например, все учащиеся должны ​выбор. Вот как это ​начала 20 века, 339 — 20 века, а также 30 ​одиннадцатый класс нужно ​веков. В оставшиеся 11% времени школьники изучают ​

​все этапы историко-литературного процесса: от фольклора до ​88 представлены как ​За семь лет ​писателей и поэтов. Например, в 2022/23 учебном году ​667 произведений: 340 стихотворных, 317 в прозе ​одиннадцатый класс предполагает ​

​кодификаторы ОГЭ и ​

​государственных стандартах и ​лет ее глобально ​Статуэтка на обложке ​Я помню чудное ​и Лермонтова. Мы принесли вам ​«Про это».​Имя​От сердца к ​и одна​Посмотрела, скривясь, в мое ежедневное​Эта тема ко ​лесенкой — этот стиль стал ​поэму в 1300 ​не бывать у ​даче».​Вот лозунг мой​светить везде,​во всю светаю ​Устанет то,​

​пала.​Отрывок из стихотворения ​Евой.​Ваше​Маяковским. 1909–1919».​прочитал свою полуимпровизацию ​на извозчике написал ​Позже поэт вспоминал: «Мне позвонили из ​Видите — спокоен как!​«Знаете —​<…>​должно быть, маленький,​нет?​громадный,​

​на каждом поэтическом ​Маяковский вспоминал в ​продолжать турне. Однако поэта ждало ​на нескольких вечерах ​угла в угол ​звезда?!​значит — это кому-нибудь нужно?​

​Не страшно?​ходит тревожный,​звезда! —​плачет,​плево́чки жемчужиной?​Ведь, если звезды зажигают ​Маяковским ехали на ​С организацией футуристического ​

​темп современности. <…> Поэзия… должна соответствовать новым ​погребушке,— Там, где случай приведет,—...​Поделитесь результатом​Пройти тест еще ​стихов вы и ​Поделитесь результатом​
​Поделитесь результатом​Поделитесь результатом​из школы! Да и зачем ​

​тропинку завесила.​первоначальной​стоит одиноко​Приятна мне твоя ​тебе с приветом,​начале мая,​Давай с тобой ​слёз!»​Кабы сетями ее ​путь блестит;​орел молодой,​помните стихи из ​родителей, то уровень образованности ​

​и наслпждаьься-это задача семьи, и никого, кроме семьи.​

​повезло​У нас была ​структуры литературных произведений ​

​сколько способен​Нехетти, не всем дано ​Живано, тк в школе ​все поймёшь, то какие-то важные эмоции, знания, образы все таки ​во мне на ​мир прочитала на ​школяров во все ​дался, хм. А Война и ​

​это читают в ​произведение​

​то, честно говоря, было непросто. Не знаю, есть ли смысл ​Отредактировано​программа, но и множество ​

​Герой​была такого мнения ​у меня была ​искренне не понимала ​программе, только даёт детям ​четверки не опускалась.​

​классе не учила ​портят самое главное ​моё мнение, но и заведующего ​подрастающее поколение в ​же страдают. Вообще с гуманитарным ​

​назвать нельзя. Тупо читаешь, тупо пишешь сочинение ​зависит от учителей ​страницами экземпляра из ​оголтелый дуэлянт и ​книга - не очень, и почему она ​

​людьми.​

​эта шутка насчёт ​в школьную программу? Почему?​и Антуан де ​произведений. Но в этом ​компонент убрали, а в 2021 ​на определенную тему.​В 2020 количество ​82 до 96%. При этом количество ​Доля отечественной литературы ​программе заменили некоторые ​обязательными были лишь ​годах.​изучения в школе ​не будут.​всего 13 — зарубежных.​ОГЭ потребуется изучить ​— даже необязательные позиции ​экзамен по литературе, не нужно знать ​«Вечер» Ивана Бунина, «Незнакомку», «Россию», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александра Блока, «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея Есенина, «А вы могли ​нужно на выбор ​стихотворение по выбору, а также по ​заучивают отрывки из ​нужно выучить два ​сияния» Михаила Ломоносова.​

​«Горя от ума», письмо Татьяны или ​В девятом классе ​«Мцыри» Михаила Лермонтова и ​Великой Отечественной войне.​престол ее величества ​Ивана Васильевича, молодого опричника и ​В седьмом классе ​учат отрывок из ​о Великой Отечественной ​«Спящей царевны» Василия Жуковского, «Бородино» Михаила Лермонтова, «Есть женщины в ​стихотворений, а просто прочитать ​

​пятом классе, 7 — в шестом, 9 — в седьмом, 11 — в восьмом, 12 — в девятом, по 10 — в десятом и ​год от года ​учебнику, и берут списки ​поэмы 20 века.​

​поэзия, современная проза представлены ​20 веков.​произведений и авторов ​

​только произведения по ​

​и Антона Чехова, стихотворения Федора Тютчева, Николая Некрасова и ​В десятом классе ​24 авторов. Например, стихи Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Гавриила Державина, повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина, поэму «Мертвые души» Николая Гоголя, роман в стихах ​Из зарубежной литературы ​— «Ася» или «Первая любовь», уже упоминавшихся «Бедных людей» или «Белые ночи» Федора Достоевского, «Отрочество» Льва Толстого, «Шинель» и «Ревизора» Николая Гоголя.​произведение 18 века ​произведение по выбору.​по выбору на ​века читают «Алые паруса» Александра Грина, стихи поэтов первой ​цикла «Записки охотника» Ивана Тургенева, рассказ «После бала» Льва Толстого, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, например «Повесть о том, как один мужик ​века: стихи Александра Пушкина ​В седьмом классе ​Из зарубежной литературы ​«Илиада» и «Одиссея», из древней — русские былины, песни и баллады ​

​животных, например «Маугли» Редьярда Киплинга.​рассказы Рэя Брэдбери.​природе и животных: например, Александра Куприна, Михаила Пришвина, Константина Паустовского.​«Муму» и рассказ Льва ​по выбору, не менее трех ​19 и 20 ​В пятом классе ​более сложные литературные ​литературу 19 века, в восьмом — 20 века. В основном это ​шестом классах читают ​Школьная программа с ​требуется прочитать что-нибудь, что соответствует определенным ​из произведений, которые есть в ​школьной программе до ​в любом случае. Мы будем называть ​некоторых тем есть ​века, 26 — конца 19 и ​С пятого по ​19 и 20 ​В программе учтены ​— отечественные, 57 — зарубежные. Из отечественных авторов ​компонента.​— 83% — составляют творения отечественных ​школьники должны пройти ​

​с пятого по ​каждого класса и ​датасет «Литературные произведения в ​За последние 25 ​Сохранить​недостающие строчки. Выходите к доске!​знание строчек Пушкина ​Отрывок из поэмы ​колотись — велела — строчками лбов.​Молотобоец!​остальные оттерла​

​дней удила! —​

​стали фотоколлажи художника-конструктивиста Александра Родченко.​«Про это» Маяковский впервые оформил ​и написал лирическую ​его 2 месяца ​Маяковским летом на ​и никаких гвоздей!​Светить всегда,​Вдруг — я​попало!​под солнц двустволкой ​Левой!​данным Адамом и ​Тише, ораторы!​сочинений «Всё сочиненное Владимиром ​матросам». Перед матросами Маяковский ​, и вот я ​«Облако в штанах».​Покреплюсь.​сказала:​Любит звоночки коночек.​тела такого:​Будет любовь или ​И вот,​мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился. Скоро выяснилось, что Горький рыдает ​

​О поэме Владимир ​из Одессы и ​Мария Денисова побывала ​любовью. <…> Он метался из ​загоралась хоть одна ​зажигают —​ничего?​

​А после​чтоб обязательно была ​боится, что опоздал,​Значит — кто-то называет эти ​Послушайте!​«Послушайте!». Шамардина вспоминала, как они с ​1914 года​поэты прошлого. <…> Лихорадочность — вот что символизирует ​избушки, В блиндаже иль ​до сих пор​Поделитесь результатом​память! Возможно, кое-какие из вышеперечисленных ​стерлись из памяти​

​немного нового​

​вещи​ни одного стихотворения ​Ель рукавом мне ​Есть в осени ​

​На севере диком ​Унылая пора! Очей очарованье!​Я пришел к ​

​Люблю грозу в ​видал я сроду.​

​Зайцы вот тоже, — их жалко до ​дичи велось,​Сквозь туман кремнистый ​Вскормленный в неволе ​

​ТЕСТ: Хорошо ли вы ​и ответственных родителей? Если "вешать" ответственность только на ​о литературе, учить чувствовать её ​в дискуссиях. Старшему сыну тоже ​на свою эпоху.​

​разных углов зрения. Познакомить с идеей ​

​предоставляет возможности, а ученик берет ​больше 50 страниц.​пыталась перечитать Доктор ​школе - даже если не ​пролистывала.. А вот какие-то моменты остались ​и Войну и ​более чем половине ​Тихий дон не ​сказка. Мои дети все ​

​не дался, а ведь замечательное ​Одиссею осилила и ​Герой​не только школьная ​в 6-7 классе.​детства обожала. Оказалось зря я ​мне великие соврать..) Да и учительница ​была убеждена и ​литературой, как в школьной ​не переставали спрашивать. При этом ниже ​книги. Я в девятом ​

​не любила. Все эти разборы ​воспитываем нашу молодёжь. Это не только ​очень мало изучает ​Уроки музыки тем ​ИзУчАтЬ. Я не особо, конечно любил литературу, но изучением это ​Но, похоже, эта история слабо ​коллекционировать негативные рецензии? Если интересна личность, если за затхлыми ​

​писателям немного личности, рассказать о том, какой Пушкин был ​плоскую дрянь, и обсудить, почему именно эта ​понимать стихотворения, написанные взрослыми спившимися ​Вообще мне нравится ​

​бы обязательно внесли ​Шекспир, Джордж Байрон, Данте, Ханс Кристиан Андерсен, Иоганн фон Гете, Гомер, Даниель Дефо, Мольер, Джонатан Свифт, Мигель де Сервантес ​изучать слишком много ​году, в 2016 этот ​самим — из списка или ​654.​— в диапазоне от ​проходят «Идиота» Федора Достоевского, «Господ Головлевых» и «Медведя на воеводстве» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Поднятую целину» Михаила Шолохова, «Гобсека» и «Отца Горио» Оноре де Бальзака, «Войну миров» Герберта Уэллса, «Крошку Цахеса» Эрнста Гофмана.​25 лет в ​95% произведений сделали обязательными, а в 2016 ​раза: в 2004, 2015—2016, 2020—2021 и 2022 ​списком предназначенных для ​— значит, и спрашивать их ​отечественных авторов и ​Для успешной сдачи ​

​можно трактовать двояко ​Чтобы сдать государственный ​Также одиннадцатиклассники учат ​В одиннадцатом классе ​еще одно его ​В десятом классе ​Державина, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, Анны Ахматовой. У Александра Твардовского ​

​случае великого северного ​Игореве», монолог Чацкого из ​и родной природе.​«Ревизора» отрывок из «После бала», по отрывку из ​о Родине и ​восшествия на всероссийский ​из «Песни про царя ​Великой Отечественной войне.​В шестом классе ​Сергея Есенина, по одному стихотворению ​учат отрывок из ​выучить около ста ​наизусть: 5 произведений в ​городах и школах ​пользуются учебно-методическими пособиями, которые прилагаются к ​Остальной объем — это стихотворения и ​два стихотворения. Литература народов России, зарубежная проза и ​авторов 19 и ​изучают рекордное количество ​века в программе ​— рассказы Николая Лескова ​— «Божественную комедию» Данте, «Гамлета» Уильяма Шекспира, «Фауста» Иоганна фон Гете, стихотворения Джорджа Байрона.​проходят 66 произведений ​«Собачье сердце» Михаила Булгакова.​Пушкина, Михаила Лермонтова, повести Ивана Тургенева ​столько же — 47. Здесь впервые изучают ​Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса, повесть-сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и одно ​и четыре произведения ​

​Из литературы 20 ​

​читают рассказы из ​первой половины 19 ​современных зарубежных писателей-фантастов — скажем, «Гарри Поттера» Джоан Роулинг.​Олеге» Александра Пушкина.​читают поэмы Гомера ​зарубежной прозы о ​чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббита» Джона Толкина, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Сказание о Кише» Джека Лондона и ​два произведения о ​Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ Ивана Тургенева ​басни Ивана Крылова ​России и мира, произведения отечественных писателей ​20 веков.​

​ранних периодах: древнерусской литературе, 18—19 веках, в программе появляются ​более подробно проходят ​формы. В пятом и ​произведений больше.​Может быть такое, что и произведение, и автор необязательные. В этом случае ​закрытым — тогда придется выбирать ​на какую-то другую. Таких произведений в ​произведения, которые придется читать ​«необязательных» и «обязательных» произведений или авторов, но при изучении ​литературы, 24 произведения 11—18 веков, 231 произведение 19 ​творчество современных авторов.​периоды неравномерно: 89% программы посвящено литературе ​Надежда Тэффи.​авторов. Из них 145 ​авторов, 63 — зарубежных, еще 8 — местных авторов, в качестве регионального ​Большую часть программы ​5—6 и 9—11 классах, по два — в 7—8 классах. За это время ​просвещения, обязательное изучение литературы ​приказы Министерства образования, рабочие программы для ​За основу взяли ​литературе постоянно меняется.​красоты...​

​— всего лишь отгадать ​нет! Настал день, когда вам пригодится ​. . . . . . !​истемнила, в темень​подступила к горлу.​Эта тема пришла,​— Подать​1923 году. Иллюстрациями к произведению ​Лили Брик​моими окнами, нигде не бывает ​халтура, карты и пр., что я попросила ​«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром ​светить —​трезвонится.​тупая сонница.​сияй во что ​ночей тюрьма​Левой!​Довольно жить законом,​кляузе.​

​его первое собрание ​объединил адресованные к ​читать стихи​Отрывок из поэмы ​Ничего.​муча перчатки замш,​гудков.​Откуда большая у ​окошечное.​провинциального музея».​«Облака». Расчувствовавшийся Горький обплакал ​героини поэмы «Облако в штанах».​— в день, когда предстояло уезжать ​Василий Каменский​этой нахлынувшей вдруг ​над крышами​Ведь, если звезды​«Ведь теперь тебе ​беззвездную муку!​просит —​врывается к богу,​Значит — кто-то хочет, чтобы они были?​

​и спонтанно «наговаривал» первые строки стихотворения.​свидетельницей рождения стихотворения ​

​Трудовая газета, г. Николаев. Выпуск 26 января ​

​новыми, городскими элементами, которых не знали ​

​На войне — в пути, в теплушке, В тесноте любой ​

​стихи в школе! Да так хорошо, что помните их ​справились легко​У вас хорошая ​

​Вы неплохо справились! Но, конечно, какие-то стихи совершенно ​

​Есть куда стремиться! По крайней мере, сегодня вы узнали ​

​и более интересные ​Похоже, вы не помните ​

​Прозрачный воздух, день хрустальный...​


​И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим...​природы увяданье...​
​светом...​​и играя...​​оригинал!​​Такую лапу не ​​не давили;​​Впятеро больше бы ​​на дорогу;​​в темнице сырой.​
​​