хэллоуинским праздникам. Нам удалось посмотреть фильм заранее. Рассказываем, что представляет собой этот смелый микс «Дня сурка» с хоррором, и почему главному сценаристу и режиссеру одной из частей «Паранормальных явлений» Кристоферу Лэндону в случае с Happy Death Day удалось снять не идеальное, но жутко развлекательное кино.
Blumhouse Productions, пожалуй, одна из немногих современных кинокомпаний, которая умеет превращать грязь в золото. «Философским камнем» студии стали хорроры — дешевые слэшеры и фильмы о привидениях, сборы которых обычно почти в 20 раз превышают затраченные на съемках средства. Так, еще в 2009–2011 годах были выпущены три части «Паранормальных явлений» с общим бюджетом не более 5 $ млн. долларов и прибылью под две сотни миллионов с каждого фильма.
Из последних примеров: нашумевший триллер «Прочь» (из 4.5 $ млн. выручили 250 $ млн.) и «Сплит» с Макэвоем (9 $ млн. принесли почти 280 $ млн.), отработанные по той же модели.
«Счастливого дня смерти» продолжает эту тенденцию. В этот раз Blumhouse скрещивают «Крик» с «Днем сурка», предлагая зрителю мелодраму с элементами фантастики, оформленную в духе классического подросткового слэшера.
Главная героиня тут Три (Джессика Рот) — «королева колледжа», которая постоянно пропадает на вечеринках, спит с молодыми преподавателями и в принципе смотрит на всех окружающих свысока. В начале фильма она просыпается в общажной комнате гиковатого студента Картера (Израэль Бруссар), с которым чуть было не переспала после бурной ночи в честь своего дня рождения. Все идет своим чередом, но этим же вечером Три спонтанно убивает неизвестный человек в маске. Однако вместо загробной жизни героиня попадает во временную петлю, где каждый раз вынуждена переживать один и тот же «день смерти» — до тех пор, пока не вычислит своего убийцу!
Если честно, «Счастливого дня смерти» — один из из самых качественных хорроров уходящего года. Фильм неспроста произвел фурор в Штатах. Как и «Прочь», он впечатляет нестандартным подходом к уже давно исчерпавшим себя идеям, при этом заключая их в не менее колоритную визуальную оболочку (что не удивительно, ведь и над той, и над другой картиной работала одна съемочная группа).
Наблюдать за событиями «Счастливого дня смерти» действительно интересно — фильм не держит зрителя в постоянном напряжении, но и заскучать тоже не дает. Каждый переживаемый Три день — это динамичная нарезка сцен, в которой героиня всеми способами пытается избежать своей участи: она то баррикадирует комнаты, то следит за потенциальными убийцами в надежде предотвратить нападение в будущем.
Во многом лента копирует «День сурка» — те же никак не объясненная сценаристами временная петля и общая идея ежедневного самосовершенствования главной героини. Но идея переиздать знакомую историю в хоррор-обложке по меньшей мере интригует (переиздали же «День сурка» как фантастику с «Гранью будущего»). Да, тут есть уклон в уже давно приевшуюся мораль с «познанием» себя, и попытки Три эволюционировать из надменной эгоистки в хорошего человека, но все это кажется побочным.
Основная же суть фильма кроется непосредственно в различных вариациях смерти и комичных попытках главной героини изменить свою судьбу.
Другой выразительной чертой «Счастливого дня смерти» стала реализация. Так же как и в «Прочь», события фильма разворачиваются всего на нескольких локациях, отчего Лэндон постарался выжать максимум из каждой сцены. На протяжении всего хронометража картина не перестает радовать глаз, а за счет игры с монтажом и камерой почти каждое убийство походит на небольшое сюрреалистическое шоу.
Кстати, Джессика Рот и впрямь вытянула на себе большую часть ленты, хотя до этого актрисе доставались в основном второстепенные роли. Практически все экранное время отводится главной героине, и это одно из главных преимуществ фильма. Крики, ухмылки, подмигивания… в «Счастливом дне смерти» превалируют крупные планы, однако за полтора часа (да, фильм относительно короткий) Рот умудрилась ни разу не сфальшивить. Три не ощущается как типичная для слэшеров визжащая кукла, которая только и может, что раз за разом умирать. Напротив, это живой (несмотря ни на что) персонаж, которого ни на секунду не хочется оставлять без внимания.
Все дело в том, что только в России «Счастливого дня смерти» вышел под маркой 18+. За рубежом стоит ограничение всего 13+, из-за чего фильм лишился своих главных козырей.
Однако в таком ходе есть и свой плюс — отсутствие посредственного пошлого юмора, который так любят использовать в подобном жанре (речь и о хоррорах, и о подростковых комедиях). Тут есть несколько добротных шуток и забавных моментов, но планку фильм не роняет — все в пределах нормы, без каких-либо неловких сцен. А рассмешить ему удается и без всяких грязных приемов: хотя бы при помощи той же мимики главной героини, или каноничных нелепых фраз с недосказанностями.
Вторая проблема «Счастливого дня смерти» — неоднозначный сюжетный твист. Спойлеров не будет, однако стоит знать лишь одно — концовка, а точнее лицо за маской, вас наверняка разочарует. Это единственная деталь фильма, которую просто не продумали до конца и подали в сыром виде, перемудрив с главным «неожиданным» поворотом.
И если прошлый минус был добавлен в угоду публике (как-никак Хэллоуин — семейный и, по большей части, детский праздник), то этот — явный прокол сценаристов.
Так чем же тогда фильм про убийцу с плохим убийцей, да еще и почти без крови, может понравиться зрителю? Дело в том, что «Счастливому дню смерти» удается подать себя так, чтобы вы этот фильм точно запомнили — а также остались под приятным впечатлением после выхода из зала.
Лента идет недолго, но все это время Лэндон буквально тащит нас в самую гущу событий, отчего фильм смотрится на одном дыхании.
Картина берет все самое лучшее из прошловековой хоррор-классики вроде «Хэллоуина» и «Крика», но подает это в совершенно иной, неожиданной форме.
И все же основную роль играет именно кивок в сторону «Дня сурка», идея которого послужила идеальным образцом для создания необычного слэшера.
«Счастливого дня смерти» — это тот случай, когда способ подачи истории представлен в разы лучше самой истории. Лэндону удалось провести эксперимент, который на первый взгляд выглядел заведомо провальным, но вместе с тем и довольно заманчивым.
Режиссер-сценарист совместил миловидную классическую драму с подростковым триллером, заменив уютный город из «Дня сурка» студенческим кампусом, а самого сурка — киллером в маске. И хотя кому-то такой расклад покажется чересчур авантюрным, фильму все равно удается справиться со своей главной задачей — развлечь, немного напугать и рассмешить зрителя.
Эксперимент можно с уверенностью назвать удавшимся.
Больше о хоррорах на «Канобу»:
Хорошего дня смерти
Три Гелбман живёт нормальной счастливой жизнью. У неё прекрасный парень, хорошие отношения с отцом, а главное, никто больше не убивает её в день рождения раз за разом, как было ещё недавно. Но из-за научного проекта её приятеля Райана этой счастливой жизни придёт конец.
Happy Death Day 2U
Жанр: комедийный слэшер
Режиссер: Кристофер Лэндон
В ролях: Джессика Рот, Израэль Бруссар, Фи Ю, Рэйчел Мэттьюз
Премьера в России
: 18+
Похоже на: «День сурка» • «Провал во времени» • «Назад в будущее 2»
В принципе, продолжать историю «Счастливого дня смерти» не было необходимости. Первый фильм был легким, трогательным, со своей фишкой. Хороший режиссер Кристофер Лэндон в сиквеле попытался сохранить на уровне все составляющие оригинала, но получилось очень спорно.
Во-первых, Лэндон решил прикрутить к временной петле из первой части научное объяснение. Мол, все из-за аппарата, который построил со своей командой нёрдов Райан — сосед Картера по комнате. В итоге пропадает шарм судьбоносности события, изменившего героиню к лучшему. Даже сама Три говорит в фильме о том же (ох уж этот мета-юмор). Вступление порождает массу вопросов, на которые фильм ответов так и не даст. И вообще, принцип работы устройства крайне размыт и нелогичен. Честно говоря, временная петля как данность вызывала куда меньше недоверия, чем гаджет из студенческой лаборатории.
Во-вторых, спорной вышла моральная дилемма главной героини. Её выбор можно оправдать лишь абстрактными понятиями кармической правильности. Но с точки зрения практической логики она спокойно могла поступить и по-другому.
В-третьих, хоррор. От него вообще остались рожки да ножки. Даже количество напряжённых сцен сократилось вдвое. Да и чего вообще бояться, если героиня тут с самого начала такая же крутая, как в конце прошлой части? Она сама какого хочешь маньяка укокошит, и не раз. Пугает лишь сама маска младенца. Хотя и тут возникают проблемы с логикой, так как у персонажей, которые оказываются под этой маской, далеко не всегда есть причины её надевать — и вообще вести себя так, как они себя ведут.
Так почему же «Счастливого нового дня смерти» смотрится едва ли не лучше первой части? Всё просто. Все недостатки с лихвой перекрываются юмором и обаятельными персонажами. Старые герои беспардонно эксплуатируют первую часть, без конца делая к ней отсылки. Лэндон как будто пытается убедить нас, что снял в прошлом году как минимум «Новую надежду», а сейчас сделал по её мотивам «Пробуждение силы». Что самое смешное — такой подход отлично работает.
Новые герои чуть хуже, но выезжают за счет гэгов. Юмора тут хоть лопатой греби. Вторая часть может считаться полноправной комедией. Шутки тут на любой вкус: пошлятина, гиковство, буффонада, отсылочки, мета-юмор и целые комедийные эпизоды. И общая несерьёзность и дуракаваляние стирают негативное впечатление от описанных выше недочётов. Сцена с полицейским в туалете так вообще шедевральная.
Прибавьте ко всему этому шустрый темп. События развиваются стремительно. Несколько сюжетных линий постоянно грузят информацией. Экшена много, и снят он с огоньком. Без изяществ, но за героев переживаешь, и напряжение держится. Чего ещё надо для хорошего времяпрепровождения?
Индивидуальности и шарма первого фильма в продолжении нет. Но «Счастливого нового дня смерти» — это крутая экшен-комедия, которая, несмотря на массу логических пробелов, смотрится легко и с удовольствием.
Прошло десять лет со дня смерти Нельсона Манделы, символа борьбы с режимом апартеида и первого демократически избранного темнокожего президента Южно-Африканской Республики (ЮАР).
Бывший президент ЮАР Нельсон Мандела скончался 5 декабря 2013 года в возрасте 95 лет.
Мандела, возглавлявший борьбу африканского большинства против режима апартеида, за свою деятельность по защите прав человека более четверти века провел в тюрьме.
Борьба Манделы против расизма продолжает освещать путь будущих поколений и после его смерти.
Нынешние власти ЮАР далеки от позиции Нельсона Манделы
Профессор Мухаммед Харун, сын мусульманского активиста, Имама Абдуллы Харуна, скончавшегося в тюрьме ЮАР 54 года назад в результате пыток полиции режима апартеида, в беседе с корреспондентом «Анадолу» дал оценку политической деятельности Нельсона Манделы.
«Прошло почти 30 лет с момента перемен в Южноафриканской Республике, но вместе стабильной политической картины, прочной экономики и динамичного общества страну ждет мрачное будущее. ЮАР придется упорно бороться, чтобы возместить потери последних лет»,- говорит профессор.
Харун рассказал, что его отец Имам Абдулла Харун стал одним из первых жертв режима апартеида, он как и Мандела боролся с режимом апартеида и расизмом в стране.
Он привлек внимание к тому, что вопреки многолетней борьбе отца и Нельсона Манделы, сегодня в ЮАР все еще сохраняется политическая дискриминация.
Профессор отметил, что нынешние экономические, гуманитарные и правовые условия в стране далеко отстают от ожиданий Африканского национального конгресса, находившегося у власти с 1994 года.
«Когда в 1994 году в ЮАР было создано демократическое государство, общество было полно надежд. Оно верило, что правительство Манделы сможет обеспечить справедливость во всех сферах, но эта надежда со временем постепенно развеялась. Люди разочаровались в работе государственных учреждений. Тот факт, что нынешнее правительство не может решить основные проблемы, такие как электроснабжение и доступ к питьевой воде, показывает, что у него нет воли делать то, что необходимо»,- отметил Харун.
Он подчеркнул, что Мандела и Имам Харун были едины в своем понимании свободного, справедливого и равноправного общества.
Нынешние власти ЮАР далеки от той позиции, которую занимали Имам Харун и Нельсон Мандела, и это можно наблюдать во внешней политике и в отношениях с Израилем, одним из современных представителей системы апартеида, говорит сын покойного активиста.
Харун напомнил о словах Манделы, который говорил «Мы не будем свободны, пока не будет свободна Палестина».
«События, произошедшие после 7 октября, показали, что государство Израиль действительно является государством апартеида. Израиль — это структура, которая дискриминирует, изолирует, угнетает и демонстрирует несправедливость по отношению ко всем, за исключением своих»,- отметил он.
Харун коснулся состоявшихся 21 ноября в парламенте ЮАР дискуссий по поводу приостановки дипломатических отношений с Израилем и закрытия посольства Израиля в Претории.
- Позиция ЮАР по отношению к Израилю изначально была правильной, но президент не решается предпринять какие-либо действия
«Позиция ЮАР по отношению к Израилю изначально была правильной, но с сожалением должен сказать, что президент (президент ЮАР Сирил Рамафоса) не решается предпринять какие-либо действия. Это лицемерие. Необходимо выслать посла Израиля, закрыть израильское посольство, выслать каждого сиониста из нашей страны, потому что они сеют хаос и разрушения, жестоко убивая детей, даже не моргнув глазом»,- говорит профессор.
«Израиль использует фейковые новости, генерирует псевдоистории и вводит общественность в заблуждение, чтобы представить себя миру как «хорошего парня». Западные лидеры должны понять, что мы все живем в одном мире, что каждое событие, происходящее в одной части мира, повлияет и на все остальные части, и принять меры против Израиля»,- добавил профессор.
Подпольная борьба Манделы против режима апартеида
В 1955 году, когда расизм в отношении темнокожих достиг своего пика, Нельсон Мандела начал осваивать идею «подпольной борьбы» против расистского режима.
С этого дня Манделу неоднократно арестовывали по многочисленным обвинениям, включая «измену родине». Правительство запретило ему заниматься политической деятельностью.
В 1960 году полиция открыла стрельбу по участникам мирной демонстрации в городе Шарпевиль - погибли 69 человек, включая женщин и детей.
После этого инцидента Мандела город за городом обошел всю страну под видом обычного водителя, чтобы сформировать «подпольную структуру» Африканского национального Конгресса.
В поисках международной поддержки в борьбе с расизмом Мандела вышел в турне по странам Африки и встретился с британцами.
По возвращении в ЮАР ему было предъявлено обвинение в агитации среди масс и попытке свержения правительства, в 1964 году Манделу приговорили к пожизненному заключению.
Нельсон Мандела провел более четверти века в заключении
Манделу отправили в тюрьму на острове Роббен у побережья Кейптауна. Здесь провел 1964–1982 годы.
В суровых условиях тюрьмы, где он трудился на каменоломнях и карьерах, Мандела проводил просветительскую работу с другими заключенными, выучил язык африкаанс, на котором говорили белые, и проводил чтения по исламу.
Из-за влияния на заключенных в 1982 году его перевели в тюрьму Полсмур.
В качестве лидера АНК Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР, выиграв выборы 1994 года - первые демократические выборы в истории страны.
За время своего правления Мандела внес важный вклад в построение общества, в котором люди с разным цветом кожи и представители разных культур жили вместе в мире, обеспечил национальное примирение в стране.
Во внешней политике Мандела играл примирительную и посредническую роль. В 1998 году был назначен генеральным секретарем Движения неприсоединения.
На всех платформах поддерживал движение палестинского народа за свободу. Пристальное внимание уделял вопросу прекращения конфликтов в странах Африки. Во многих переговорах сыграл ключевую роль.
По истечении срока своих полномочий не стал баллотироваться на второй срок.
В 1999 году передал кресло Табо Мбеки и вышел на пенсию.
Завершив политическую карьеру, Мандела большую часть времени посвящал борьбе с ВИЧ/СПИДом и благотворительности.
В последний раз на публике появился в 2010 году во время ЧМ по футболу в ЮАР.
В 2011 году состояние здоровья Манделы начало ухудшаться.
Пятого декабря 2013 года скончался из-за инфекции дыхательных путей.
Генассамблея ООН решением от 2009 года объявила 18 июля Международным днем Нельсона Манделы.
Хорошая комедия с лёгкими элементами ужасов. Нельзя сказать, что смотришь на одном дыхании, но позывов ко сну точно нет.