Сговор
Обычной практикой считался выбор невесты родителями мальчика задолго до того, как он становился совершеннолетним. Некоторые семьи, находящиеся в хороших дружеских отношениях, могли условиться в будущем поженить своих детей ещё до того, как они родились. Такой сговор назывался «бел куда». Если сватовство происходило сразу после рождения детей, его называли «бесик куда».
Также родители отправлялись в соседние аулы, знакомясь с семьями, где росли будущие невесты. В порядке вещей было разузнать всё о возможных родственниках, вплоть до наличия в роду наследственных болезней. В случае достижения семьями взаимного согласия, происходил так называемый «кыз айттыру». Если удавалось женить сына на дочке свата, а собственную дочь выдать замуж за сына свата, комбинация называлась «карсы куда».
Помимо сговора существовали смотрины «кыз кору», когда сыновья знатных родителей приезжали на специально устроенные для них смотрины девушек, чтобы выбрать себе невесту. На таких встречах проводились состязания, юноши и девушки проводили «айтыс» (форма устной народной песенной поэзии).
К отцу невесты посылался доверенный от жениха («жаушы») договориться о свадьбе. Достигнув согласия, отец невесты и жаушы обменивались подарками: от жениха преподносилась лошадиная уздечка (фактически со стороны жениха дарили скакуна), а от невесты – праздничный чапан. Когда представитель жениха возвращался домой в чапане, накинутом на плечи, семья встречала его с ликованием, осыпая сладостями и монетами.
Сватовство
Перед отъездом сватов также одаривали, в качестве подарков выступали драгоценные украшения, одежда и головные уборы, животные. Чем богаче были семьи, тем роскошнее преподносились подарки. Знатные люди могли дарить целые золотые слитки или даже кобылу с жеребенком.
Позже обговаривались детали свадьбы: назначались дата, место, затраты и размер «калыма». Когда официальная часть сватовства была окончена, сторона жениха уплачивала выкуп («калым мал») стороне невесты. Состоял такой «калым» чаще всего из скота.
Знакомство жениха и невесты
Уплатив «калым», жених наконец мог впервые навестить свою будущую жену. Обыгрывалось это посещение так, словно было тайным, хотя по сути о нём знал весь аул. Жених и его свита прибывали в аул, выполняли множество обрядов, жених знакомился с семьей невесты. На следующий день устраивался праздник – «урын той», где жених, невеста и другая молодежь веселилась, танцевала, звучали песни, вручались многочисленные подарки. Девушка дарила жениху платок, символизирующий её невинность.
День свадьбы
С приходом дня свадьбы, жених приезжал за невестой. Одетый наряднее всех, в красном чапане и головном уборе, украшенном перьями филина, он выполнял разнообразные задания. Не справившийся выплачивал штраф. С собой жених привозил «той малы» - скот, мясо которого будет использовано для свадебного застолья. Также жених привозил подарки и гостинцы. Чем богаче был жених, тем более роскошный «той малы» от него требовался.
Невесту наряжали в доме её отца. Торжественный обряд сопровождался надеванием на невесту «саукеле» - головного убора, в котором она должна была приехать в дом жениха. При этом её лицо было закрыто. «Саукеле» был самым дорогим атрибутом свадебного наряда невесты, надеть его на молодую доверяли самой опытной и уважаемой женщине. Головной убор символизировал вступление в супружескую жизнь и прощание девушки с прежними беззаботными днями. За «саукеле» от жениха так же требовался дорогой выкуп.
Приданое невесты называлось «жасау», туда входили драгоценные украшения, роскошная одежда, ковры, посуда. Иногда «жасау» по роскоши и стоимости во много раз превосходило уплаченный стороной жениха «калым мал».
Свадебный «той» (праздник) обязательно включал в себя проведение самых разных игр, от борьбы до скачек. На празднике пели традиционные хоровые песни, в которых молодым желали счастливой семейной жизни.
Проводы невесты
Накануне своего отъезда из отчего дома, невеста приходила к своим родственникам, чтобы попрощаться. Те, в свою очередь, дарили ей памятные подарки. Теперь молодые должны были уехать в дом мужа. Перед этим отец девушки дарил всем сватам и зятю одежду («киит»). Джигит так же одаривал родителей невесты особыми подарками. После этого отец благославлял затя.
Забирали девушку её жених и сваты, количество которых обязательно должно было быть нечетным. С прибытием сватов устраивался праздник с обменом подарками. На восходе девушку провожали из отчего дома. Она пела специальную песню («коштасу жары»), которой прощалась со своими родными. Девушке не разрешалось оглядываться. Возглавляли караван сваты, за ними ехала невеста, а в конце - нарядные молодые парни, которые весело шутили и распевали тематические песни. Люди, встретившие их на своем пути, могли остановить караван и попросить небольшой подарок, получив который, желали молодым счастья – это называлось «туемурындык».
Прибытие невестки в новый дом
Невесту вместе с «женге» (сестрой мужа) высаживали недалеко от аула. Навстречу выходили молодые девушки, которые заводили её в дом и сажали за специальную ширму. Устраивалось большое торжество, на которое были приглашены родственники и друзья семьи. Как только все приглашенные прибывали на праздник, выводили невесту и начинался обряд «беташар» - открытие лица невесты. Всё начиналось со специальной песни, во время которой девушка кланялась родственникам мужа, а те, в свою очередь, дарили ей подарки за погляд («коримдик»). Когда песня заканчивалась, свекровь подходила к молодой, целовала и с пожеланиями счастья снимала шаль. Эту шаль делили между собой присутствующие на торжестве женщины для того, чтобы у себя дома обмотать кусочками материи сосуд для кумыса. Это делалось для того, чтобы в будущем девушка обязательно принесла потомство. С головы молодой снимали «саукеле» и повязывали на неё платок – это означало её вступление в роль замужней женщины.
«Неке кию» (обряд бракосочетания)
Мусульманский обряд «неке кию» совершался в мечети на следующий день после праздника. Обряд проводил мулла (мусульманский священник), всего в нем участвовали четверо: жених, невеста и двое свидетелей. Мулла трижды читал специальную молитву, при этом держа в руках пиалу с водой и серебряными монетами на дне, и каждый раз молодые супруги отпивали из нее, обязательно с одного и того же края. После из пиалы пили свидетели, доставая при этом монеты.
Первая ночь новобрачных и «Жолдык»
В первую ночь замужняя «женге» (сестра мужа) готовила молодым супружеское ложе, при этом давая шутливые советы и наставления. Наутро, после пробуждения, жених должен был одарить сноху ценным подарком – традиция называлась «жолдык».
Обряды после свадьбы
Свадьба заканчивалась, но соблюдение всяческих традиций продолжалось. Так после свадьбы родители молодых должны были проводить обряд «тос», куда приглашались все молодые снохи. Их потчевали гостинцами от имени новобрачных.
Ещё одна замечательная традиция «уй корсету»: соседи и близкие родственники звали девушку в гости, чтобы она быстрее привыкла к новому месту. Девушка приносила с собой подарки, так как приходить с пустыми руками считалось невежливым. Во время знакомства проверяли, насколько девушка воспитана и учтива, может ли поддержать беседу.
Новоявленный супруг отправлялся в гости к отцу жены. Конечно, и тут дело не обходилось без преподнесения специальных подарков.
Интересно, что вступившая в брак девушка не могла приехать в гости в отчий дом на протяжении целого года. Преполагалось, что это поможет ей быстрее привыкнуть к жизни в новой семье.
Свадебные традиции в наши дни
Сегодня казахская свадьба заметно осовременилась и подверглась европейскому влиянию. Однако, наряду со свадебным кортежем, букетом невесты, фотосессиями, казахи продолжают чтить и соблюдать многие традиции. Даже белое платье невесты нередко дополняют традиционным «саукеле», а в доме мужа повязывают на голову девушки платок, знаменуя смену статуса.
Казахская свадьба – беспощадная, но с глубоким смыслом. ВИДЕО
Фото: Скриншот видео
Айттыру
Отец, задумывая женить своего сына, сначала определяет, есть ли у него избранница, если её нет, сам подыскивает невесту, которая смогла бы стать женой сына. Затем отец посылал кого-либо из знакомых или родственников либо сам шёл в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли айттыру родители невесты. Если те согласны, их дочь с этого момента становилась невестой.
Похищение невесты
К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением.
Калым и приданое
Традиция выплаты калыма продолжается и в современном Казахстане. В прошлом калым в основном выплачивался скотом и равнялся 21—25 лошадям. Помимо того жених при первом посещении невесты выплачивал илу — плату за воспитание дочери, которая составляла 30—70 лошадей. На свадьбе невесты резалось от 20 до 70 голов крупного скота. Жених также дарил матери невесты пару верблюдов, а отцу — чапан, седло и снаряжения для езды на лошади. Размер калыма у казахов варьировался от 7 до 47 условных единиц под названием байтал (букв. кобылица). Так, один байтал равнялся 4 овцам, одна корова с телёнком равнялась 5 байталам.
Приданое было соразмерно выплаченному калыму, а иногда даже превышало его. Родители невесты обязаны собрать для своей дочери достойное приданое. В состав приданого входили необходимые для новой семьи принадлежности: посуда, постель, мебель, лошади, скот и др. В современном Казахстане в качестве приданого дарят квартиры, мебель, холодильники, телевизоры и др. бытовую технику.
В современном Казахстане (данные на 2014 год) сумма калыма варьируется в пределах 50—100 тыс. тенге у семей с низким доходом, от 1 до 3 тыс. долларов США у семей со средним доходом и от 5 тыс. долларов у зажиточных семей. Чаще всего за невесту дают не меньше 1 тыс. долларов. На сумму калыма влияют качество образования невесты, её умения и навыки, а также регион происхождения.
Свадьба
Вслед за завершением обряда сватовства кудалык и до заключения официального брака, родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «свадьбу невесты» за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на ұзату той обычно не превышает 15—20 человек. Если невеста была «украдена», то ұзату той не проводится и стороны сразу приступают к основному тою.
Сговор – «кыз айттыру»
Родители начинали искать невесту для своего сына задолго до его совершеннолетия. Они ездили по селениям, знакомились с достойными семьями, узнавали о наследственности девушек. И если находили подходящую девушку, выражали ее родителям желание стать сватами. Иногда, между хорошими друзьями была договоренность сосватать друг другу будущих детей, и это называлось «бел куда». Были и другие виды сговора о будущей свадьбе. А также была альтернатива в виде смотрин «кыз кору», где молодой человек мог сам выбирать себе будущую жену, но это позволялось лишь сыновьям очень знатных родов, прославленным героям и богатырям.
Сватовство – «куда тусу»
Процесс сватовства был непростым, и проходил в несколько этапов. Сначала к отцу девушки приезжал первый сват, которого называли «жаушы», и предлагал создать союз. Если он получал согласие отца невесты, то дарил коня, а отец девушки в свою очередь надевал на свата праздничный шапан. Затем к отцу девушки приезжал отец юноши, и проходило основное сватовство «куда тусу», когда происходило прямое знакомство отцов семей – они ели вместе из одной посуды, и обменивались различными подарками. А также, на этом этапе уже заключалось некое подобие свадебного договора, и не было пути назад, иначе пришлось бы платить «штраф». В конце был третий визит сватов, который называли «бата аяк», где обговаривались все детали будущей свадьбы: дата, объем расходов, приданое, и прочее. А также, в конце сватовства сторона жениха отправляла «калын мал» - подарок в виде скота или лошадей: для бедных семей была норма в 5-6 коров, а богатые могли отправить табун из тысячи лошадей.
Первая встреча – «кынаменде», «урын келу» или «кыз кашар»
После всех обрядов сватовства будущий жених мог в первый раз навестить свою будущую жену. Для этого ему надо было отправить подарок «оли тири» в знак уважения к семье невесты, после чего он мог приехать в селение, где жила девушка. По обычаю, жених приезжал вечером, когда стемнеет, якобы тайком, однако на следующий день устраивалось всеобщее молодежное веселье с танцами и песнями, молодые люди знакомились друг с другом, а девушка также дарила своему возлюбленному платок в знак своей непорочности. Если же после такого знакомства парень или девушка отказывались от свадьбы, то виновная сторона должна была вернуть все ранее подаренное, а также выплатить дополнительный штраф.
Свадьба в доме невесты – «узату той»
В назначенный день в доме отца невесты проходила так называемая «свадьба невесты», когда она прощалась со своей семьей. Со стороны жениха обычно приезжало 15-20 человек, а сам женил был одет в самую лучшую одежду, чтобы все сразу знали кто он. В это время у невесты проводился обряд «саукеле кигизу», когда на нее торжественно одевали головной убор невесты «саукеле», который мог стоить целое состояние. Всё готовилось к отъезду невесты в новую семью: показывали приданое невесты, разбирали свадебную юрту, собирали все необходимое для переезда. А также было множество мелких сопутствующих обрядов, которые сопровождались обменом подарками.
В этот день девушка прощалась со своими родителями и родственниками. В селении проходили различные конные игры, устраивали хоровое пение, и т.д. Здесь же, до основной свадьбы в доме жениха, проходила первая совместная ночь молодых людей, которая также сопровождалась особыми обрядами.
На следующий день, рано утром, вместе с восходом Солнца, девушку отправляли с караваном приданого в дом жениха, она пела прощальную песню «Коштасы Жары», а молодежь в ответ пела «Жар-Жар». Во время отъезда девушке запрещалось оглядываться назад на родительский дом.
Свадьба в доме жениха – «келин тусиру»
Когда караван с невестой прибывал в селение, то ее оставляли на некотором расстоянии от дома жениха, чтобы она прошла в сопровождении местных девушек, и все ее увидели. По пути невесту осыпали «шашу» - конфетами, монетами. Порог дома полагалось переступать правой ногой, с поклоном, чтобы ее «саукеле» практически касался земли. Затем проводился обряд «беташар», когда перед всеми гостями невеста показывала свое лицо. Мать жениха подходила к невесте, целовала ее, и снимала фату. Фату разрезали на множество лоскутов, и обвязывали ими сосуд для кумыса, что было пожеланием многодетности. После этого устраивался свадебный пир, по окончании которого мать жениха вновь подходила к невесте, снимала с нее «саукеле», и одевала шапочку «касаба», что означало переход в статус замужних женщин.
На следующий день после свадьбы в доме жениха проводился обряд бракосочетания «нике кию». Жених с невестой и два свидетеля приходили в мечеть, и садились перед муллой, держащим в руках чашу с водой на дне которой лежали монеты. Мулла читал молитву, а жених с невестой отпивали из чаши. Так повторялось три раза. Затем из чаши пили свидетели, и брали оттуда монеты. Таким образом жених с невестой становились мужем и женой.
После свадьбы
По окончанию всех основных свадебных обрядов молодая жена ходила в гости ко всем родственникам мужа, неся с собой подарки. Там ее всячески испытывали, проверяя ее вежливость и воспитание. Молодой муж отправлялся в дом своего тестя, и так же привозил различные подарки. Помимо этого, проводились различные обряды, способствующие быстрой адаптации девушки к новому дому. Родительский дом девушка могла навестить только через год.
Современная казахская свадьба
Если в прошлом все свадебные обряды растягивались на 3 дня (а иногда и больше), то в настоящее время все это умещают в один день. Некоторые обычаи и обряды порой пропускают. Свадебные наряды девушек похожи на популярные белые платья, однако «саукеле» остался главным атрибутом невесты. Также, вошли в моду общепринятые традиции в виде кортежей, фотосессий на фоне памятников, и т.д. Сегодня казахская свадьба стала похожа на обычную европейскую свадьбу, но люди стараются сохранить традиции предков.
Будущую невесту для любимого сына в казахской семье раньше искали задолго до его совершеннолетия: присматривались к уважаемым, зажиточным, славящимся хозяйской жилкой семьям.
Браки между родными людьми по понятным причинам не поощряются ни у одного народа. Но казахи, в отличие от других, четко знали, кого считать родственниками и, соответственно, не подходящими для матримониальных позывов: родством считается связь до седьмого колена. Регламентировалась и разница в возрасте между новобрачными: жених не должен быть старше своей избранницы более, чем на 25 лет, а невеста — более, чем на 8 лет.
По сговору или на смотринах
Казахская свадьба традиционно включала в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), междусемейное сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар) и, собственно, – саму свадьбу.
Любопытно, что в давние времена сговор о свадьбе между хорошо знающими друг друга, дружественными семьями мог заключаться ещё даже до рождения детей в этих семьях.
Такой способ сватовства на казахском языке назывался "бел куда", что в переводе на русский означает – "до рождения детей". Случалось, что сын из одной семьи брал в жёны дочь с детства договорившихся о браке сватов из другой семьи. И одновременно соединялись узами брака друг с другом другие братья и сёстры из этих же семей. Такой способ взаимного сватовства назывался "карсы куда", а ставших сватами два раза людей называли "суйек жангырту".
Обычай раннего сватовства вовсе не означает, что юноши и девушки не были вольны в выборе: помимо сговора организовывались и так называемые смотрины, собиравшие в одном месте детей из семей "одного круга".
Юноши устраивали перед девушками состязания, соревнуясь друг с другом в силе и храбрости, а молодые казашки в ответ не стеснялись открыто выказывать симпатию понравившемся джигитам. Правда, сегодня традиция смотрин среди казахов практически утрачена, и молодые люди выбирают свои вторые половинки точно так же как представители других народов.
Сватовство и кумовство
Церемония сватовства считалась самой важной в деле подготовки к свадьбе. В заранее обозначенный день парень вместе со всей своей семьёй отправлялся в гости к девушке и её семье. Перед тем, как переступить порог родительского дома невесты, жених должен был передать выкуп её родителям, как правило, денежный.
В момент сватовства невеста к жениху и гостям не выходила, ожидая решения своей судьбы в соседней комнате.
На публике девушка показывалась только после совершения сговора, когда в гостиной накрывался большой дастархан, уставленный кушаньями, приготовленными из специально зарезанного по такому случаю барана. Отъезд сватов из дома жениха сопровождался преподнесением им подарков: дарили одежду, золотые и серебряные украшения, расшитые позолотой головные уборы и т. д. Детали свадебного договора обсуждали главы семейств. Именно они назначали дату свадьбы, определяли калым и свадебные подарки.
Традиционно перед самой свадьбой для девушек-казашек устраивались проводы — кыз узату.
Эта церемония начиналась с того, что девушка символично прощалась со всеми вставшими в полукруг родственниками, обходя их несколько раз. Позже в комнату к собравшимся заходил и жених, который присоединялся к прощанию с родственниками невесты. После того, как самый пожилой и уважаемый член семейства прочитывал наставление молодым, начиналось застолье — той. В конце вечера девушка "уходила" к жениху по специально расстеленной по полу белой дорожке или ковру: сумела не обернуться на родных — брак будет счастливым.
Казахская свадьба
Сегодня казахи заключают браки как и все российские граждане в ЗАГСе. Но отголоски традиций можно заметить и в гражданской церемонии. Например, казахские свадьбы отличает восточный размах: банкетный зал должен вмещать в себя всех родственников и друзей, столы – ломиться, тамада – блистать красноречием и т.д.
В день свадьбы после обмена кольцами жениху и невесте дарят символический сувенир: керамическую юрту, внутри которой горит маленькая свечка, означающая счастье и семейный уют. Светская церемония женитьбы завершается поездкой в мечеть, где мулла закрепляет союз жениха и невесты перед Аллахом. Согласно традициям, завершить мусульманский обряд бракосочетания нужно поклоном перед каким-нибудь священным местом.
Свадебное казахское застолье сегодня начинается с исполнения песни "Жар-жар".
Иногда в ресторане же проводится беташар: символический обряд знакомства невесты с родителями и родственниками жениха. Тамада затягивает песню, упоминая имена всех собравшихся родственников мужа. Каждому из них невеста с закрытым фатой лицом должна скромно поклониться, сами же названные тамадой гости кладут в специальное блюдце деньги. После беташара стартует свадебный пир. В последние годы спиртное на казахской свадьбе встречается все реже из-за приверженности мусульманским традициям.
Тэги«Традиции и обычаи казахов. Свадьба»
КАЗАХСТАН
Меняются нравы и мышление людей, время диктует свои условия, но традиции и обычаи народов не забываются. Даже в нашем современном мире всегда найдутся люди, которые продолжают чтить и соблюдать обычаи своих предков. Не является исключением и казахский народ. У нас всегда были и остаются свои устоявшиеся традиции и обычаи проведения свадебных церемоний.
Казахские свадебные традиции — это огромная череда обрядов, начинающаяся со сватовства и не заканчивающаяся даже после свадьбы. Также, это множество неписаных правил, обычаев. И, естественно, одно из важнейших событий в жизни любого казаха. В прошлом бывало, что заключались и ранние браки. Были также союзы, заключаемые между семьями еще до рождения будущих супругов. Иногда совершались похищения невесты, если ее родители были против свадьбы.
Но всегда в Казахстане соблюдался запрет на брак между представителями одного рода, имеющих родственную связь хотя бы до седьмого колена. Поэтому многие казахи знают свою родословную до седьмого предка.
В каждом регионе Казахстана существуют свои особенности проведения обрядов. В восточной, западной и южной части страны традиции и обряды ещё сохраняются, тогда как в северном регионе Казахстана многие традиционные обряды до наших дней дошли в упрощенном варианте.
Қыз айттыру
В былые времена родители юноши заранее подыскивали ему невесту. Зачастую семьи, хорошо знающие и уважающие друг друга, договаривались стать сватами ещё до рождения детей. Этот уговор именовался бел құда — сватовство до рождения. Иногда детей могли сосватать ещё с колыбели — бесiк кұда.
Также родители могли искать невесту сыну юношеского возраста.
Это происходило так: человек со стороны жениха приходил в дом, где им приглянулась девушка, для того, чтобы узнать, какого рода девушка (как известно родственные отношения у казахов учитываются до седьмого колена), не сосватана ли она с детства за кого-то другого, подходят ли семьи друг другу по статусу.
Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата. Их так и называют қарсы құда — взаимный сват. Люди, продолжившие свое сватовство, то есть, ставшие дважды сватами, называются сүйек жаңғырту, это значит, что род продолжился, укрепился.
Также могли осуществляться браки между родами. Например, если у семьи уже имеется старшая невестка из определенного рода, то для младшего сына могут подыскать невестку из того же рода, что и старшая невестка. Это называется құда жаңғыру, то есть, укрепление или продолжение рода.
Если обе стороны удовлетворены всеми надлежащими условиями, то сторона жениха просит разрешение на сырға салу и құдалық. И далее обговариваются последующие действия согласно традициям. Всё это относится к обычаю қыз айттыру, значит, эта девушка уже чья-то нареченная.
Құдалық. Сватовство
Наиболее важная и обязательная часть брачного обряда.
Выбор сватов — это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют бас құда — главный сват.
На құдалық собираются сваты и договариваются обо всех нюансах свадьбы: дате, месте проведения, количестве приглашенных гостей и т.д. Сваты одаривают друг друга ценными подарками — киiт. Подарки различаются по статусу и степени родства. Самые дорогие и ценные подарки получают родители жениха и невесты. Менее ценные подарки получают остальные участники құдалық. Это может быть скот, дорогие меховые шубы, костюмы, ювелирные украшения.
Еще один вид раздачи подарков — это қоржын или қалта.
Қоржын — это квадратная сумка, расшитая орнаментом. В нее кладут сладости, спиртное, фрукты, украшения. Заглянув в современный қоржын, можно найти коньяк, элитный шоколад и брендовую косметику. Подарки из қоржын раздают женщинам, участницам вечера с пожеланиями, чтобы и их дети благополучно женились, выходили замуж с таким же торжеством.
При успешном договоре и решении всех вопросов по свадьбе сватам подается специальное блюдо қүйрық бауыр (кусочки сваренного жира и печени, нарезанные маленькими кусочками или пластами) в знак успешного проведения құдалық.
Бауыр — печень. Печень у казахов имеет особое значение, так как связана с кровью, родством. Казахи даже не родного человека могут назвать «бауырым». Это означает, что данный человек очень дорог, как друг, как брат.
Современные казахи стали практичнее и в сватовство теперь входят еще несколько обрядов. Один из них – сырға салу – своеобразное «окольцовывание» невесты. Мать жениха или уважаемая родственница семьи надевает серьги на будущую невестку, тем самым закрепляет ее новый статус. Ко всему прочему сторона жениха одаривает близких родственников невесты золотом. Обычно это кольца, серьги, броши, колье, часы.
Во многих регионах Казахстана сохранился обычай давать за невесту қалын мал — калым. Калым выплачивается деньгами, дорогими украшениями, скотом.
Қыз ұзату. Проводы невесты
Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить қыз ұзату — проводы невесты. Раньше за девушкой сваты приезжали в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них бас құда (главный сват), құдалар (сваты) и друг жениха (здесь свидетель). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой ехали только мужчины. Сваты обычно прибывали вечером. С момента их прибытия начинался той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции кәде (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашали сватов в тот день в гости.
В наше время қыз ұзату обычно проводят в ресторане. Жених приходит первым и с букетом цветов ожидает невесту. Входит невеста, жених преподносит ей букет. Самый старший и уважаемый читает бата — благословение и начинается той.
На проводах невесты исполняется обрядовая песня Жар-жар — наставление девушке, уходящей в другую семью.
Жар-жар традиционно исполняется после завершения всех развлечений, связанных с проводами девушки, перед самым её отъездом. Однако ныне Жар-жар поётся не только на проводах невесты, но и непосредственно на свадьбах и носит характер театрализованного представления.
В конце қыз узату тойы невеста проходит главный обряд этого дня ақ жол — светлая дорога. Девушка должна пройти по белой тканевой дорожке. Гости становятся полукругом или в две линии, невеста обходит гостей, как бы прощаясь с ними. Ее главная задача — ни разу не оглянуться в прошлое, смотреть только вперёд. У конца ақ жол ее ждет жених и его мама, которая одевает на невесту белый платок, а жених берет ее на руки и увозит в свой дом, также не оглядываясь назад.
Тем, кто не смог приехать на празднование қыз ұзату передают сарқыт — долю с дастархана.
Қыз сыңсу — обрядовая, прощальная песня, исполняемая невестой, песня-плач девушки, которую навсегда уводят в другой дом, в другие края. В этой песне невеста прощается с близкими родственниками, выражает благодарность за воспитание, за счастливое детство. На современных свадьбах эту песню могут петь подруги невесты или приглашенный певец.
Үйлену той. Основная свадьба. Свадьба со стороны жениха
На этом этапе все действующие лица могут гордиться хорошо проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — свадьба.
Беташар. Открывание лица невесты
Один из концов этого платка привязан к домбре, на которой певец — импровизатор (жыршы) начинает исполнят беташар жыршы, попутно знакомя невесту с родителями и родней мужа. Невеста приветствует каждого из них поклоном, а те в свою очередь в специальную посуду кладут деньги за смотрины (көрiмдiк). Жыршы также одаривается деньгами.
До беташар лицо невесты закрыто специальным белым платком. В зал ее выводят снохи (жеңгелер), держа с обеих сторон под руки.
По окончании церемонии жыршы открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается свадьба.
Келін шәй. Чай из рук невестки
К чему должна быть готова келiн — невестка?
Жена остается в доме мужа, и теперь она полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, келiн должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить келін шәй, то есть напоить чаем родню мужа и почетных сватов. Келiн демонстрирует родне мужа свои навыки.
Самые искусные келiн обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья. Новую келiн гости одаривают деньгами или украшениями.
Казахские свадебные традиции различны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Современная казахская свадьба: Pixabay
Современная казахская свадьба — зрелищное событие, наполненное древними традициями и обрядами. Многие обычаи, связанные со свадебными приготовлениями, существенно изменились и упростились. Как проходит бракосочетание в наши дни? Ответы подскажет жизнь, а также исследователи национальных традиций.
Сватовство («құда түсу»)
Свадьба для казахов — это не просто заключение брака в ЗАГСе. Есть свадебные ритуалы, которые имеют символическое, культурное и мировоззренческое значение для нации. Поэтому их чтят, им следуют современные казахи.
• Договор родителей («айттыру»). Отец решает, что настало время женить сына, и определяет, есть ли у него избранница. Если ее нет, он сам подыскивал подходящую невесту. После посылал кого-либо из знакомых, родственников или сам шел в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли такого союза ее родители. Если стороны договаривались, то молодые становились женихом и невестой.
• Похищение невесты. Это очень древняя традиция, к которой прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или затягивали с проведением свадьбы.
В современном обществе казахские браки заключаются со сватовством («кудалык») и часто сопровождаются выкупом невесты (калым). «Кудалык», или визит родителей в дом невесты с целью сватовства, — начальный этап свадебных ритуалов у казахов. Его суть заключается в следующем:
• Отец жениха или главный сват вместе со спутниками прибывает в гости к родителям будущей невесты. В нынешнее время свататься приезжает сам жених или вместе со сватами (родственниками, друзьями).
• Хозяева дома угощают сватов чаем или кумысом. На стол ставят специальное угощение — блюдо из курдючного сала и печени барана («куйрык-бауыр»).
Приготовление угощений для сватов: Wikimedia• Прибывшие в дом невесты преподносят будущей родне подарки.
• Когда все нюансы будущей свадьбы оговорены (количество гостей, размер калыма, приданого и прочее), гости уезжали.
Окончательный договор о свадьбе символизирует ответный визит родителей невесты к сватам и жениху («бата аяк»).
Калым и приданое
Вот что известно об этих составляющих свадебного процесса:
• Калым. Казахи сохранили древнюю традицию — уплату калыма («калын мал»). В прошлом его выплачивали скотом. Современный калым выплачивают деньгами, а также предметами роскоши: преподносят золото, ковры, меховые изделия. На данный момент в разных регионах Казахстана отношение к калыму разное. Если на севере страны ему не придают значение, то в южных регионах эту традицию считают очень важной. На западе калым не платят вовсе.
• Приданое («кыз жасауы»). Приданое засватанной девушки по традиции должно быть соразмерно выплаченному калыму или превышать его. Родители невесты обязаны собрать необходимые для новой семьи принадлежности: посуду, постельное белье, мебель, домашний скот. В наше время родители дарят молодым в качестве приданого квартиру, машину, бытовую технику.
Предсвадебные обряды
Казахскую свадьбу проводят не за один день. Бракосочетанию предшествует ряд мероприятий, призванных отдать дань традициям и весело провести время.
Смотрины и встреча жениха и невесты («орын той»)
В старину за некоторое время до свадьбы, как уточняют исследователи Г. С. Тихоновская и Ю. А. Сапарова, происходил «орын той» («урын келу») — первое свидание молодых. В этот день они знакомились, присматривались друг к другу, общались и даже прикасались («кол устатар» — прикосновение к руке невесты).
Перед этим жениху приходилось пройти ряд испытаний: обойти бакан, задобрить спущенных собак. Все действия происходили в присутствии друзей, братьев и сестер жениха, а также подруг и родственниц невесты.
На данный момент редко придерживаются всех вышеперечисленных традиций. В наше время в день «урын тоя» молодежь устраивает гулянье, а невеста одаривает сестер и братьев жениха.
Проводы невесты («қыз узату той»)
Древняя традиция, нашедшая отклик в современности, — проводы невесты, на которые делают красивые пригласительные. Родственники девушки устраивают своеобразное прощание с любимой дочерью, сестрой, родственницей. На празднике принято:
• одаривать подарками родственников жениха и невесты;
• петь прощальную песню;
• напутствовать невесту.
Проводят мероприятие в доме будущей жены или в ресторане за день до бракосочетания. На празднике прощания допустимо присутствие гостей со стороны жениха.
Обряд знакомства невесты с родней мужа (беташар): YouTube/basir71Праздник в честь молодых
Кульминация череды свадебных обрядов — день бракосочетания. Реальные истории свадебных церемоний, происходивших в разные годы в казахстанском городе Актюбинск, рассказывает Мария Коржева в статье «Ах, эта свадьба…». Вот несколько традиций, связанных с этим важным для молодоженов днем.
Приезд жениха за невестой
В день свадебной церемонии жених должен выполнить несколько действий:
• Надеть самый лучший наряд. Многие казахи из глубинки предпочитают облачаться в традиционный кафтан (чапан) и шапку (борик). Более современный образ — классический костюм, белая или голубая рубашка, галстук, цветок в кармане.
• Приехать к дому невесты. Для этого уже давно не используют лошадей, отдав предпочтение свадебному кортежу.
• Выполнить ряд заданий. Задания для жениха заранее придумывают и озвучивают друзья и родные невесты.
• Если жених не выполняет задание, он выплачивает штраф.
Одевание невесты («саукеле кигизу»)
В то время когда жених пытается прорваться к будущей жене, молодую собирают в отеческом доме. Для этого ей:
• делают прическу и макияж;
Облачение невесты в свадебный наряд возложено на мать или наиболее уважаемую в семье (ауле, городе) женщину почтенного возраста.
Свадебная церемония
Как правило, современные свадьбы в Казахстане, заключаются в ЗАГСе. Некоторые пары проходят специальный обряд в мечети согласно мусульманскому обычаю («нике кию»).
Свадебный обряд в мечети: YouTube/NURВот еще несколько обычаев, которые проводят в день свадьбы:
• Песенное состязание молодых девушек и парней «Жар-Жар», которое описали в работе ученые Южно-Казахстанского университета Д. М. Байгунова и Б. К. Отарбаева.
• Снятие с невесты головного убора саукеле (фаты) и повязывание платка. Это символ того, что теперь девушка стала замужней женщиной.
• Знакомство с родственниками жениха («беташар»). Невесте представляют родственников, она кланяется каждому из них, а они в свою очередь преподносят паре денежные подарки. Ныне обряд имеет символическое значение, поскольку родные жениха видят невесту на свадьбе не в первый раз.
Свадебная церемония: YouTube/Altyntoi eventСовременная казахская свадьба в Казахстане не обходится без новых традиций, принятых в западных странах. Среди них:
• разрезание праздничного торта;
• вешание замков на мостах;
Нынешнее гуляние полностью зависит от фантазии молодоженов и тамады. В программу входят различные конкурсы, игры, танцы, свадебный пир и прочие мероприятия. Празднования, растянутые на несколько дней, во многом отошли в прошлое. Современная свадьба в большинстве случаев укладывается в один день.
Современные пары из Казахстана остаются верны традициям и стараются чтить древние обряды. Значимая роль отводится обрядам, предшествующим бракосочетанию. На свадебных торжествах обязательно чествуют старшее поколение и устраивают богатое и веселое застолье.
Казахская свадьба
Меняются нравы и мышления людей, время диктует свои условия, но традиции и обычаи народов не меняются, и даже в нашем современном мире всегда найдутся люди, которые будут продолжать чтить и соблюдать обычаи своих предков. Не исключением является и казахский народ. У них всегда были и остаются свои устоявшиеся традиции и обычаи проведения свадебных церемоний.
Сватовство (Куда тусу) – самый интересный и необычный из всех предсвадебных традиций. Отец жениха и самые почетные родственники едут сватать девушку. Накрывают щедрый праздничный стол, все беседуют на разные темы и дополняют дружественную атмосферу шутками. Затем разговор переходит на главную тему, т.е. обговаривают калым – выкуп за невесту. Это денежная помощь молодым от родителей жениха на покупку мебели, в то время как постельные принадлежности, посуду, домашнюю утварь и т.д. дает сторона невесты.
«Кызузату» - проводы девушки. Обычно проводы девушки происходят рано утром, с восходом солнца. Восход солнца – символ нового дня, новой жизни.
«Неке кияр» - обряд бракосочетания. Для совершения обряда перед муллой ставят чашку с водой, накрытую платком. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях спрашивает о согласии жениха и невесты на вступление в брак. Собираются самые близкие жениха и невесты. Но если невеста беременна, то обряд проводят после рождения ребенка.
«Коштасу» - прощание с родным домом. Девушка у себя дома прощается с родителями и родственниками, перед тем как переступить чужой порог. По традиции девушка не сможет приезжать домой в течении года, чтобы поскорей привыкнуть к новой семье.
«Келин тусиру» - приезд невесты в дом жениха. К этому торжеству готовится весь аул. По традиции невесту сразу не привозят в дом, за ней выходят другие девушки и провожают до дома, не открывая лица. Встречающие осыпают всех «шашу» - сладости. Затем в аул съезжаются все родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями. Всем не терпится увидеть будущую невестку. Только после того, как все соберутся, невестку торжественно выводят.
«Беташар» - обряд открывания лица невесты сопровождается традиционной песней-жыр. Здесь родственники мужа поздравляют и дают добрые советы на счастливую семейную жизнь.
На этом свадебная церемония заканчивается, и супружеская пара становится отдельной счастливой семьей.
Скрыть панель Посмотреть панель Добавлены новые фильтры