Андрей Стратилат Таврийский и 2593 мученика
Святой Андрей Стратилат жил в III веке и был римским военачальником при императоре Максимиане. Он не сразу принял крещение, однако всегда отличался от других благочестием и доблестью. Во время войны с Сирией ему жаловали титул «стратилат», то есть главнокомандующий.
Когда правитель Антиох узнал о скором наступлении персов, то решил против них отправить доблестного Андрея во главе небольшого отряда воинов. Андрей на тот момент еще не принял крещение, но уже уверовал во Христа.
Перед сражением святой призвал воинов-язычников положиться на Христа. С верою в помощь Божию небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов.
Андрей Стратилат вместе с дружиной пришел в город Тарс, где они приняли крещение, а вскоре после этого — и мученическую кончину, попросив перед смертью открыть целебный источник на месте их гибели. В то же мгновение из земли забил родник. За дружиной тайно шли несколько клириков, они и погребли их тела. Один из них, страдавший от злого духа, испил воды из источника и тут же исцелился. Молва об этом быстро разошлась по окрестным землям, вскоре страдающие потянулись к источнику Стратилата и пострадавших с ним 2593 мучеников.
Мученики Газские — Тимофей, Агапия и Фекла
Трое мучеников Газских пострадали за веру в 304-306 годах. Известно, что Тимофей с юности изучал Священное Писание и обладал даром красноречия, благодаря чему стал известным проповедником.
Во время гонений на христиан в царствование императоров Диоклетиана и Максимилиана Тимофея привели на суд и обвинили в преступлениях против языческих божеств. Несмотря на пытки, мученик не отрекся от веры, а напротив, произнес проповедь об Иисусе Христе и его любви ко всем людям.
За упорство в убеждениях его приговорили к сожжению. В то же время и в том же городе Газе пострадали за веру мученики Агапий и Фекла. Язычники отдали их на растерзание диким зверям.
Фекла Свекольница или Андрей Тепляк
На Руси 1 сентября прозвали Феклой Свекольницей, так как на начало осени приходится время созревания и уборки урожая свеклы. Этот корнеплод шел во многие самые распространенные блюда. «На Феклу именинница свекла», — говорили в народе.
Листья использовали как лечебное средство от воспаления глаз, а корни держали во рту от зубной боли.
На Феклу Свекольницу по приметам предсказывали, богатым ли будет урожай и холодной ли зима. Обычно 1 сентября выдавался теплым, хотя и говорили: «День жаркий, но дышит осенью». Световой день становился короче, и женщины начинали проводить вечера за рукоделием, собираясь на вечерки или засидки. Считалось, что на таких собраниях не стоит много болтать — сглазишь свое счастье.
Второе название праздника — Андрей Тепляк или Стратилат Тепляк — объясняется последними дуновениями теплого ветра перед наступлением осени. Говорили: «Тепляк держится, ушедшему лету вослед кланяется».
К 1 сентября на Тепляка поспевал овес. Из его колосьев собирали букеты и делали куклы-обереги на каждого члена семьи. Их хранили до будущей весны, а потом сжигали — верили, что вместе с ними сгорали неприятности и болезни. Также на Руси верили, что, если женщина 1 сентября полежит в одном белье на сжатом поле — получит силу.
До 1699 года 1 сентября праздновали Новый год, поэтому было принято устраивать шумные гуляния, накрывать стол и приглашать гостей.
Что можно делать 1 сентября на Андрея Тепляка
Первое сентября считается идеальным для того, чтобы сменить работу, попробовать себя в творчестве, например, вышивать или рисовать.
Считается, чтобы год был успешным, на Феклу Свекольницу обязательно нужно съесть блюдо из свеклы. Лучше всего подойдет борщ.
Что нельзя делать на Феклу Свекольницу
Те, кто 1 сентября собираются в путешествие, не должны ремонтировать обувь. В противном случае поездка может сорваться или окажется неудачной.
Также на Феклу Свекольницу не следует завидовать другим. А еще категорически не рекомендуется сплетничать и обсуждать других людей. Если ослушаться этого запрета, то на человека могут обрушиться несчастья, в том числе финансовые.
Не стоит надевать в Феклу одежду белых тонов — лучше выбрать что-то яркое, предпочтительно красное или бордовое.
Народные приметы на 1 сентября
Считается, что по приметам в этот день можно определить какой будет зима.
пятница
19 августа
пятница
Новый стиль
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую (ἀκοίμητος — неусыпный; поэт. контраст к наименованию праздника) Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Тропарь мученику Андрею Стратилату, глас 5
Земна́го са́на сла́ву оста́вив,/ Небе́сное Ца́рство насле́довал еси́,/ кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́мением,/ нетле́нныя венцы́ украси́л еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́ собо́р страстоте́рпец./ С ли́ки а́нгельскими в невече́рнем све́те/ незаходи́маго Со́лнца Христа́ обре́л еси́,/ свя́те Андре́е Стратила́те,/ Его́же моли́ с пострада́вшими с тобо́ю при́сно,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Земного служения славу оставив, ты наследовал Небесное Царство, каплями крови, как удивительными драгоценными камнями, свой нетленный венец ты украсил и ко Христу привел ты собрание мучеников. С чинами ангельскими в невечернем свете незаходимое Солнце Христа ты обрел, святой Андрей Стратилат, Его же всегда моли вместе с претерпевшими с тобой мученичество о спасении душ наших.
Кондак мученику Андрею Стратилату, глас 4
В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в бесконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те.// С ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: В молитвах Господу предстоя, как звезда идущая впереди Солнца, ты увидел желаемое сокровище Царствия, наполняясь неизреченной радостью, Бессмертному Царю, Ангелами беспрестанно восхваляемому, в бесконечные века ты воспеваешь молитвы, Андрей Стратилат. С ними же молись непрестанно обо всех нас.
Молитва мученику Андрею Стратилату
Святы́й му́чениче Андре́е Стратила́те, при́зри с Небе́снаго черто́га на тре́бующих твоея́ по́мощи и не отве́ргни проше́ний на́ших, но, я́ко при́сный благоде́тель и хода́тай на́ш, моли́ Христа́ Бо́га, да, человеколюби́в и многоми́лостив Сы́й, сохрани́т на́с от вся́каго лю́таго обстоя́ния: от тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит на́с, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, и да не во зло́ обрати́м блага́я, дару́емая на́м от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мене Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния. Да моли́твами твои́ми да́ст на́м Госпо́дь ми́р по́мыслов, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны, и да укрепи́т во все́м ми́ре Свою́ Еди́ную Святу́ю Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л е́сть Честно́ю Свое́ю Кро́вию. Моли́ся приле́жно, святы́й му́чениче, да благослови́т Христо́с Бо́г держа́ву на́шу, да утверди́т во Святе́й Свое́й Правосла́вней Це́ркви живы́й ду́х пра́выя ве́ры и благоче́стия, да вси́ чле́ны ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно пеку́тся о соблюде́нии Его́ за́поведей, да мы́ вси́ в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небеси́ благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь святителю Питириму, епископу Великопермскому, Устьвымскому, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и ми́лости сокро́вище,/ архиере́ев украше́ние,/ люде́й зыря́нских наста́вниче,/ святи́телю Питири́ме,/ ду́шу свою́ за Христа́ положи́вый,/ моли́ Еди́наго Человеколю́бца о па́стве твое́й и о всех// любо́вию чту́щих па́мять твою́.
Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и милости сокровищница, архиереев украшение, народа зырянского наставник, святитель Питирим, жизнь свою за Христа положивший, моли Единого Человеколюбца о пастве твоей и обо всех с любовью почитающих память твою.
Кондак святителю Питириму, епископу Великопермскому, Устьвымскому, глас 3
Мона́шескими доброде́тельми/ во оби́тели святи́теля Алекси́я пе́рвее украси́вся/ и прославле́нию того́ послужи́в,/ па́стырь яви́лся еси́ лю́дем зыря́нским/ и, я́ко а́гнец чист, прине́слся еси́ Сло́ву Началопа́стырю,/ му́ченик быв, Питири́ме святи́телю всехва́льне./ Те́мже торжеству́ем вси любо́вию// Боже́ственную па́мять твою́.
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Скрыть переводы
«Вот вышел сеятель сеять» (Мк.4:3). С тех пор, как вышел Этот Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом чрез апостолов, а наконец чрез Божественныя писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засемененное же Бог возрастит.
Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.
Развернуть
Три притчи о тех, кто ушел из Церкви из-за обиды на людей, бестактно и самоуправно ведущих себя в храме Божием.
1. Притча от протоиерея Димитрия Смирнова: «Мне как-то в булочной нахамили, так теперь я хлеб больше не ем».
2. Некто решил раздать нуждающимся по 1 млн руб. Выстроилась очередь, приходит девушка, занимает её и спокойно ждёт. Вдруг к ней подходит старушка, стоящая впереди, и начинает делать замечания, что и стоит она неправильно, и одета не так...
Девушка обижается и убегает. После этого она уже принципиально не приходит к этому благотворителю (раздача денег у него бессрочная) и рассказывает окружающим, как у этого мецената всё плохо и какие жуткие грубияны его окружают. Ближние ей сочувствуют, и среди тех, кто там не был, ползёт слух, что благотворителя такого, может быть, и не существует вовсе и денег там наверняка не раздают, просто какие-то векселя...
3. Человек сидит в тюрьме, к нему приходит мать или отец, которых он уже очень долго не видел. Тюремщик грубо ему говорит, чтобы он вытряхивался из камеры на свидание. Человек обижается на тюремщика и не идёт на встречу с родителями...
Основы православия
Тема 244. Насколько человек свободен?
Будучи по природе свободным, человек может определяться в выборе тех или иных мотивов, поступков через «хочу» или «не хочу». Однако, будучи ограниченным по естеству, реализовать свои желания и нежелания (в форме «хочу» — «не хочу») он способен отнюдь не всегда (ведь сколь бы могучим ни был человек, он — не всемогущ).
Примечательно, что тогда как обусловленные Божественной волей «законы природы» (физические, химические, биологические, физиологические) человек не в состоянии игнорировать, требования Божественной воли в нравственном отношении (например, Божественные заповеди, Божественные предостережения) он игнорировать может. Это говорит о том, что касательно нравственного выбора человек наделен высочайшей степенью свободы.
Настоящей свободы без истины не бывает. Не зная истины, человек находится в рабстве зла. Подлинная свобода — это не просто свобода выбора, а выбор в истине и добре. Чтобы быть подлинно свободным (в меру возможного), необходимо постоянно согласовывать свою волю с Волей Творца. Идеалом для этого нам служит пример Богочеловека Иисуса Христа.
Практический совет
Часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть — лишь присутствует при этом, ожидая «главного»: сейчас прозвучат их личные просьбы и батюшка начнет молиться об их здоровье и благополучии, хотя все эти прошения и без того включены в Литургию. Спаситель мира приносит жертву за всех и за вся.
Возникает закономерный вопрос: зачем же тогда вообще существуют молебны и панихиды? Они присутствуют в церковной жизни в качестве внелитургических действий. Ни в Греции, ни в Болгарии молебны после Литургии не совершаются, да и в России прежде такой практики не было. Священника приглашали в дом или в какое-то другое место, где он служил молебен по конкретному поводу, например на ниспослание дождя.
Если есть нужда помолиться о ком-то на Литургии особенно, для этого существуют специальные прошения, дополняющие сугубую ектенью (она сразу после чтения Евангелия), — о путешествующих и плененных, о страждущих и болящих.
День Донской иконы Божией Матери 2023 — иконография
По преданию, икона была написана Феофаном Греком. Она двухсторонняя. На ее лицевой стороне изображены Богородица в вишневом плаще-мафории и младенец Иисус в рыжевато-коричневой рубашке, который прижимается к ее щеке. Этот образ предстает в иконографическом типе Елеус, или Умиление, зародившемся в Византии.
Пережив века, он дошел до наших дней практически без изменений. Несмотря на то что изначальный золотой фон почти полностью утрачен, лики и одежды Богородицы с Младенцем хорошо сохранились.
На обратной стороне изображен сюжет Успения Богородицы, созданный в то же время.
День Донской иконы Божией Матери 2023 — чудеса от святыни
Икона почитается как чудотворная. По одной из версий, она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне исторической Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года. Этот образ находился в стане русского войска, обратив полчища Мамая в бегство, а дата битвы удивительным образом совпала с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
В честь победы над монголо-татарами на Дону икона и получила название Донской. Сведения об этом эпизоде изложены в книге Донского монастыря, который был основан после избавления Москвы еще от одного завоевателя — крымского хана Казы-Гирея.
Согласно летописи, в 1591 году, когда армия противника уже подошла к Воробьевым горам, вокруг крепостных стен города был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. На следующий день завязалась битва, в которой русичи одержали победу. На месте, где во время боя находилась икона, затем был основан монастырь.
День Донской иконы Божией Матери 2023 — о чем просят
Так как икона не раз проявляла чудотворную силу во время важных сражений, ей молятся о защите отечества от врагов, о мощи на поле боя и об исцелении от ран.
Однако каких-либо ограничений на молитву нет. К Донской иконе Божией Матери часто обращаются с просьбами об избавлении от различных недугов, уныния, о восстановлении справедливости. У нее же просят помощи в тяжелой жизненной ситуации, а также в укреплении духа и веры.
День Донской иконы Божией Матери 2023 — что нельзя делать
Тем, кто собирается в дорогу, не рекомендуется чинить одежду и обувь перед поездкой, дабы не спугнуть удачу.
День Донской иконы Божией Матери 2023 — где находится образ
Сначала икона была размещена в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. Сегодня образ находится в Третьяковской галерее. Но каждый год в день праздника его торжественно переносят в Донской монастырь в Москве, где он выставляется для поклонения на несколько дней.
1 сентября православный праздник
Тропарь обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4
Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие,/ и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свята́го селе́ния сла́вы Твоея́, Го́споди,/ утверди́ сие́ во век ве́ка/ и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею,// всех Животе́ и Воскресе́ние.
Перевод: Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение.
Кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 2
Обновле́ния ду́ха в сердца́х/ и просвеще́ние вну́тренним да́руй,/ ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́,/ ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя,// Еди́не во святы́х прославля́емый.
Перевод: Обновление Духа в сердцах, и просвещение внутренним чувствам даруй, с верою совершающим священное обновление здания храма Твоего, которому благоволил Ты быть воздвигнутым во Имя Твое Божественное, Единый, во святых прославляемый.
Ин кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4
Не́бо многосве́тлое це́рковь показа́ся,/ вся просвеща́ющая ве́рныя, в не́йже стоя́ще зове́м:// сей дом утверди́, Го́споди.
Перевод: Небом многосветлым явилась церковь, просвещающая всех верующих, в ней же стоя взываем: «Утверди этот дом, Господи».
Тропарь предпразднству Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, глас 4
Животворя́щий Кре́ст Твоея́ бла́гости, Его́же дарова́л еси́ на́м недосто́йным, Го́споди, Тебе́ прино́сим в моли́тву: спаси́ лю́ди и гра́д Тво́й моля́щийся, Богоро́дицею, Еди́не Человеколю́бче.
Перевод:
Животворящему Кресту Твоих благодеяний, Который даровал Ты нам, недостойным, Господи, приносим молитву: «Спаси людей и город Твой, молящийся Богородице, Единственный Человеколюбец».
Тропарь священномученику Корнилию Сотнику, глас 4
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Корни́лие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Корнилий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Кондак священномученику Корнилию Сотнику, глас 4
Во святи́телех благоче́стно пожи́в,/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы,/ и побо́рник быв твоему́ ста́ду богому́дре./ Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами,// о́тче наш Корни́лие.
Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы и стал защитником твоего стада, богомудрый. Потому, почитая тебя, таинственно взываем тебе: «От бед избавляй нас всегда твоими мольбами, отче наш Корнилий!»
Ин кондак священномученику Корнилию Сотнику, глас 4
Нача́ток святы́й тя́ Це́рковь от язы́к прия́т,/ просвеща́ющаго сию́ доброде́тельными твои́ми дея́ньми,// священнотаи́нниче богому́дре Корни́лие.
Перевод:
Как первый святой плод от язычников приняла тебя Церковь, которую ты просветил своими добродетельными делами, совершающий священные Таинства богомудрый Корнилий.
Молитва священномученику Корнилию Сотнику
О, вели́кий Христо́в уго́дниче, о́тче на́ш Корни́лие! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й, триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на земли́ в Боже́ственных хра́мех почива́яй и да́нною ти́ свы́ше благода́тию разли́чная чудеса́ источа́яй. При́зри ми́лостивным твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди, честне́й твое́й ико́не уми́льно моля́щияся и прося́щия от тебе́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния, простри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плыя твоя́ моли́твы и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний. Се́ бо мы́, за беззако́ния на́ша не сме́юще возвести́ очеса́ на́ша к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ гла́с моле́бный к Его́ в Божестве́ непристу́пней сла́ве, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны́ гре́шныя призыва́ем, я́ко ты́ прия́л еси́ благода́ть от Него́ неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебе́ у́бо про́сим, не пре́зри на́с, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твое́й по́мощи тре́бующих. Бу́ди на́м в печа́лех уте́шитель, в неду́зех стра́ждущим вра́ч, напа́ствуемым ско́рый покрови́тель, в ско́рбех гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй все́м на́м, я́же ко спасе́нию поле́зная, я́ко да твои́ми Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Кетева́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетевана взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак великомученице Кетеване, царице Кахетинской, глас 2
Храм твой всечестны́й/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Кетева́но, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетевана, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»
Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской
О, светоза́рное свети́ло Це́ркве И́верския, страстоте́рпице сла́вная, великому́ченице цари́це Кетева́но! Освети́ ду́шу мою́, мно́гими грехми́ потемне́нную, утверди́ и наста́ви мя́, благоуха́ние ра́йское, похвало́ и украше́ние и́верское, приведи́ мя́ моли́твами твои́ми и всеси́льным хода́тайством ко Престо́лу Отца́ Небе́снаго, немощны́х ча́д свои́х лю́бящаго, и соде́лай мя́, о чадолюби́вая ма́ти, граждани́ном Го́рняго Иерусали́ма! Раствори́ ча́шу го́рестей мои́х утеше́нием небе́сным и приими́ от мене́, све́те оче́й мои́х и ра́досте души́ моея́, сладкопе́ние сие́: Ра́дуйся, же́мчугом небе́сным благода́ти Бо́жией украше́нная; ра́дуйся, кре́пкая засту́пнице и хода́таице наро́да твоего́! Ра́дуйся, все́м па́дшим бы́строе услы́шание и подая́ние по́мощи; ра́дуйся, цари́це, за пресла́дкое и́мя Го́спода Иису́са в темни́це заключе́нная! Ра́дуйся, зако́на и обы́чая Магоме́това посрами́тельнице; ра́дуйся, уничтожи́тельнице кова́рных за́мыслов христобо́рцев! Ра́дуйся, подо́бно А́нгелу ко Престо́лу Жениха́ твоего́ возлете́вшая; ра́дуйся, сожи́тельнице небожи́телей! Ра́дуйся, ро́зо ра́йская, Це́рковь Правосла́вную благоуха́ющая; ра́дуйся, ка́меню драги́й, украша́яй коро́ну и престо́л и́верский! Ра́дуйся, порфи́ро злата́я, похвале́ние царе́й и наро́да и́верскаго; ра́дуйся, души́ моея́ утеше́ние! Ра́дуйся, пресла́дкая наде́ждо моя́ на спасе́ние; ра́дуйся, ю́ности моея́ украше́ние! Ра́дуйся, освяще́ние ста́рости моея́; ра́дуйся, сопу́тнице души́ моея́ посреде́ го́рьких возду́шных мыта́рств! Ра́дуйся, сладкоимени́тая Кетева́но, вели́кая засту́пнице и ско́рая помо́щнице!
Во вторник, св. Иоанну Предтече
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Перевод:
Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Перевод:
Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.
День памяти святого Питирима. Убит предводителем агулов (название народности) - язычником Асыкой в 1456 году.
Традиции Феклы-свекольницы
По осени в этот день начинали уборку урожая — свеклы и моркови. Собранные в этот день плоды считались лечеными: свеклу и ее листья прикладывали к глазам, зубам, другим больным местам — они помогали снять воспаление. Морковь отжимали, а соком поили тех, кто терял зрение.
Фекла-свекольница также считалась женским днем. В этот день девушки с матерями занимались уборкой дома, ревизией кладовых, готовкой: традиционным блюдом был свекольный борщ, а также квашеная свекла — ее заготавливали на зиму, а потом подавали с толченой картошкой. Делались также напитки из свеклы и моркови. К вечеру кушанья подавались к праздничному столу, за которым собиралась вся семья и гости.
Принято было в этот день гадать на суженого: девушки кидали на стол орехи и смотрели, в какую сторону они покатятся — оттуда и ждать жениха. Также считалось, что в ночь на праздник снятся вещие сны — но если в течение недели такой сон не сбылся, то уже и нечего ждать.
Нельзя было на Феклу-свекольницу ходить босиком по полу в доме. Считалось, что через ступни в тело войдет простуда, и болеть человек будет долго.
Что нельзя делать 1 сентября
Путешественникам в этот день нельзя надевать новую одежду, собираясь в путь — считалось, что это может привести к бедам в поездке или даже сорвать ее.
Запрещается на Феклу обсуждать чужие дела, судачить и сплетничать. Любые пустые разговоры — к лишним тратам и потере денег. Не стоит и планировать, как потратите деньги — удачных вложений не случится, только потеряешь, что имел.
Что можно делать на Феклу
Традиционно в этот день много готовили: делали всевозможные блюда из свеклы — наваристый горячий борщ и холодную ботвинью, салаты, закуски, свекольный квас. Также варили яблочные и грушевые джемы и пастилу. Считались хорошим занятием побелка садовых деревьев, высаживание цветов.
Народные приметы
Какая погода в этот день будет — такая простоит и всю осень.
Ветер с юга — к хорошему урожаю овса.
Если журавли полетели, то зима придет рано.
Туман стелется — зима будет снежной и затяжной.
Если трава еще зеленая и свежая — то зима будет теплой и мягкой.