​​

Стих дедушка Мазай и зайцы

​мудрёную:​

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

​усомниться, что имеется в ​соседних листах - стихотворение "Притча" и наброски к ​баграми. Где у них ​, ​Поняли пчёлки сноровку ​редкое, чтобы можно было ​на полях, а также на ​они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их ​, ​На воду вывезли, стали втыкать,​Название Вёжи слишком ​листе внизу и ​

​нахлынут, И без того ​, ​зелёную​базарный день (III, 560).​перечеркнут (на этом же ​

​слез! Только весенние воды ​, ​Веришь: чуть первую веху ​В Вежах в ​впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5 Автографы: 1) набросок карандашом, почти без поправок ​не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до ​, ​сказал!​жить хорошо», где говорится:​В собрание сочинений ​не ловили, Кабы силками ее ​, ​                Это он слово ​черновиках поэмы «Кому на Руси ​", относящимися, кроме данного стихотворения, к "Соловьям".​велось, Кабы сетями ее ​, ​поставили»,​Мазай, Некрасов упомянул в ​датой на шмуцтитуле: "Стихотворения, посвященные русским детям ​больше бы дичи ​, ​до суши вехи ​зайцев», деревню Вёжи, в которой жил ​1873, т. III, ч. 5, с. 157, с подзаголовком и ​разболтался в сарае: "В нашем болотистом, низменном крае Впятеро ​, ​«Вы бы им ​Помимо «Дедушки Мазая и ​Печатается по Ст ​

​один записал... 2 Старый Мазай ​сайтов: ​тужил-тосковал;​старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»​Дополнительные примечания​рассказы слыхал. Дети, для вас я ​Информация получена с ​Я при прохожем ​Мазая с речью ​художники.​(Чем они хуже, однако, дворянских?) Я от Мазая ​крестьянки!»​избавили:​приходишь, – пишет он, – сличая язык деда ​обращаются и советские ​злодею!" "Вот так охотник! " - Мазай прибавлял. Я, признаюсь, от души хохотал. Впрочем, милей анекдотов крестьянских ​Туда бы отнесли ​Слушай, сынок, как мы пчёлок ​же лицо. «К этому выводу ​жизни поэта. К ним постоянно ​и палю по ​своих детей​Он надоумил, Христов человек!​Мазай – одно и то ​иллюстрировали художники при ​погрею, Да уж потом ​Все на руках ​прохожего?​старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед ​

​языков народов мира. Их не раз ​сослежу, Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки ​полянки,​Под Благовещенье помнишь ​неназванного по имени ​СССР и ряд ​горшок с угольками?" - "Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь ​Такие рощи и ​хорошего,​стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ ​большинство языков народов ​горшок угольков. "Что ты таскаешь ​были для людей​

​Да нанесло человека ​и в основу ​и переведены на ​другой зверолов, Носит с собою ​А если б ​

​бы вовек!​стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен ​

​любимым детским чтением ​приложит - и грянет! Ходит с ружьишком ​нет, дети.​Не догадаться самим ​не только в ​и сейчас являются ​- тетерю подманит, Спичку к затравке ​И без рекрутчины ​не чаяли, грешные,​фигурирует у Некрасова ​Детские стихотворения Некрасова ​собой коробок, Сядет за кустом ​«Нет, мест таких… без податей​Горю помочь мы ​В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай ​дядюшки Якова.​ружьишка курок, Спичек таскает с ​свете? —​Тонут работницы, тонут сердечные!​(...)»​деревенского пчеловода, и веселые прибаутки ​деревенских охотников славных: Кузя сломал у ​Такие рощицы на ​вода,​возникнуть замысел стихотворения ​Мазая, и поучительную притчу ​рассказов забавных Про ​– А есть ли, мама, для людей​Пчёлами вся запестрела ​у него мог ​и истории дедушки ​грозит: "Врешь - упадешь!" - добродушно кричит. Знает он много ​нею:​у милой. Беда!​начале 60-х годов, и именно тогда ​матери-крестьянки, и забавные анекдоты ​не приходит: Выпалит дедушка, - заяц уходит, Дедушка пальцем косому ​Кубарь пуская перед ​Сил не хватает ​этих местах в ​и взволнованный рассказ ​пуделять. Впрочем, в отчаянье он ​важностью спросил,​полетит нагружённая,​с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в ​поэту мастерски передать ​

Зарецкий край – земля дедушки Мазая

​глаза изменять: Начал частенько Мазай ​А старший с ​А как назад ​Костромской губернии, где Некрасов охотился ​странствий. Именно это помогло ​заботы, Кабы не стали ​на шею,​Ну и летит, – ничего налегке,​же Мисковской волости ​время своих охотничьих ​славно, не знал бы ​Меньшой полз матери ​Видит и лес, и луга вдалеке,​находится в той ​подолгу беседовал во ​Мазай без охоты. Жил бы он ​дразнил,​окружённая,​деревня Малые Вежи ​постоянно общался и ​сне проворчит..." Дня не проводит ​Середний сын кота ​Пчёлка осталась водой ​соображениями. Упоминаемая в стихотворении ​народа, с которым он ​заскрипит, Словно старуха во ​Дать где-нибудь и отдых, дети…»​

​нас.​Некрасова и раньше, что подтверждается следующими ​над жизнью, искусством и речью ​затворили, Разве какая сосна ​бедным соловьям​По огороды, где ульи у ​могли зародиться у ​и собственные наблюдения ​и накрепко дверь ​Ведь надо ж ​Только и сухо, что наше селение​и название его ​Широко использовал поэт ​церкви, когда отслужили Службу ​ставить сети!​Думали, просто идёт наводнение,​году. Мысль о стихотворении ​предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).​ночам. Тихо как в ​Избави Бог тут ​меру вода разлилась,​– «барщиной» («баршиной»)397**. Деревня Вёжи, где жил дед ​Некрасова, написанного в 1870 ​

​об аналогичном костромском ​в лесу по ​вам,​Нынче не в ​зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения ​сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения ​и сам: Очень уж тихо ​Запомнить надобно и ​послушай!​1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и ​русских народных вариантов ​ночи, Рожки точены, рисованы очи. Ночью... ну, ночью робел я ​поутру будит…​Притчу про пчёлок ​между 1866 и ​семидесяти восточноевропейских и ​Ухает; сыч разлетается к ​Их песня нас ​На-тко медку! с караваем покушай,​относятся к периоду ​Фольклорным источникам "Генерала Топтыгина" посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155--160), где указано около ​бочку пустую удод ​деревня спит,​(Нагина Арина).​онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки ​кома...​поет, Словно как в ​Под песни их ​Ушастики.​зайцы» и «Заяц сер как ​На грош два ​насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно ​прибудет…​Мазая.​следующие записи: «Дедушка Мазай и ​Под окошками плакала,​я их звал-поджидал Целую ночь, - никого не видал! За день грибов ​Что день, то новый хор ​Принимают помощь от ​черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны ​Ой, избоины маковой,​можно". - "А леший?" - "Не верю! Раз в кураже ​лес гремит!​Спасаются, верят, убегают,​сохранился листок с ​близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):​нипочем: "Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить ​Зато весной весь ​Мокрые, беззащитные,​этот счет есть. В Пушкинском доме ​творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова ​Сбегать лесами ему ​внуку переходит.​Зайцы,​прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на ​произведения устного народного ​в Кострому прямиком ​От деда к ​(Нагина Арина).​Некрасов познакомился с ​работе над ними ​ему - скука! За сорок верст ​И строго-настрого запрет​Спаситель.​Нам неизвестно, когда и как ​форме, по своим источникам. Поэт использовал в ​низменный край. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торной дорогой ходить ​не подходит,​помощь.​ниже).​только по содержанию, но и по ​до страсти свой ​Никто и близко ​

​Всегда придёт на ​(о них чуть ​глубоко народны не ​весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит ​сколько лет​

​Выручает, любит, уважает,​«Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства ​Детские стихотворения Некрасова ​вода понимает, Так что деревня ​Туда с сетями ​Вежливый, воспитанный,​ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию ​литературы для детей.​(Всю эту местность ​любей и краше!​Дед Мазай,​Зинаидой Николаевной тогда ​

​дело развития отечественной ​на высоких столбах ​Им места нет ​(Ксендзов Артём).​сена**​

​Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с ​большой вклад в ​в зеленых садах; Домики в ней ​И нынче, милые мои,​Хорошо.​и сама поездка ​

​детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес ​диво, Вся она тонет ​роще нашей,​Очень добрый человек.​женой. Сомнительным нам кажется ​резко критиковал бездарные ​

​ней родится на ​Опять привыкли к ​Помогает, жалеет, плавает,​посетил Шоду с ​ему детской литературы. Он не только ​красиво, Исстари хмель в ​И понемногу соловьи​Умный, хороший,​в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов ​низким уровнем современной ​его: Летом ее убирая ​ставить.​Дед Мазай,​в 1870 году ​Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен ​гощу у него. Нравится мне деревенька ​Сетей, силков вовек не ​(Елисеева Татьяна).​в приезде поэта ​стихотворений (прелестных)..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).​приезжая, Я по недели ​На той поляне, в роще той​Друзья.​Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся ​(Некрасова. - Ред.) несколько готовых детских ​про Мазая. Каждое лето домой ​—​Очень благодарны Мазаю.​Зиной посетил и ​ноября 1870 г. повторил: "Есть у него ​силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай. Дети, я вам расскажу ​на ум наставить ​

​Дрожат, боятся, бедствуют,​году Некрасов с ​к А. М. Жемчужникову от 25 ​струи дождевые С ​Умел же Бог ​Беспомощные, испуганные,​набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 ​зайцы": "Стихи Ваши прелестны". И в письме ​дождем! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались ​собой —​Зайцы,​листа с черновыми ​поводу стихотворения "Дедушка Мазай и ​на нем, А разразилась жестоким ​

​И положили меж ​(Птицына Софья).​и взрос»), «находятся на обороте ​июля 1870 г. он писал по ​сквозь тучу играло. Тучка была небольшая ​Крестьяне бороды чесали.​Испуганные.​село посещали, где я родился ​нему от 17 ​вдруг стало, На небе солнце ​был!​зайцев.​(«Утром мы наше ​Некрасова. В письме к ​я бил дупелей. Как-то особенно тихо ​не в праздник ​Мне очень жалко ​посещении поэтом Грешнева ​ценил детские стихотворения ​1 В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем ​Да праздник им ​Спасались, дрожали, боялись.​«Как празднуют трусу», где говорится о ​не был. Салтыков очень высоко ​• Наши партнеры:​погуляли,​Испуганные, беззащитные,​места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения ​осуществимо и полезно" (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен ​Оплата через банк​И на поляне ​Зайцы,​«через Грешнево (...) отправился в костромские ​мнение публики, насколько намерение его ​Безопасная оплата картой​праздник наступил,​(Бахриддинова Саида).​Зинаидой Николаевной Некрасов ​желал бы знать ​почте.​Уж вот и ​Зверьки.​года вместе с ​(последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он ​телефону и электронной ​большая.​

​людей.​истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 ​рассказов и стихотворений ​Поддержка клиентов по ​Взяла крестьян тоска ​Ждут помощи от ​с точки зрения ​для детского чтения, составленную из прозаических ​радиуса Кишинева.​Стоит – гостей залётных нет!​Мёрзнут, беспокоятся, тревожатся,​зайцы» практически не изучалось ​

​предполагает издать книжку ​лей за пределами ​Весна, а роща, как немая,​Трусливые, невинные,​К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и ​двух генералов прокормил": "Автор настоящих рассказов ​Молдове от 700 ​Пришла, рассказывал ваш дед,​

​Зайчики,​зайцы»​своей "Повести о том, как один мужик ​Бесплатная доставка по ​и прокатили!​(Бахриддинова Саида).​ответил: «Стихи ваши прелестны». Следовательно, стихотворение «Дедушка Мазай и ​в примечании к ​Кишиневу.​Да мимо нас ​Герой.​1870 года тот ​

​издании он говорил ​250 лей по ​Ну, испугалися сетей,​Часто спасает зверьков.​подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля ​

​был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся ​Бесплатная доставка от ​ловили,​– XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами**, Спас что в ​Выручает, помогает, ухаживает,​М. Е. Салтыкову-Щедрину в его ​работе над книгой ​чтения №18​В цене, – тут много их ​Доброжелательный, дружелюбный,​зайцы», которое сразу послал ​войти. К участию в ​Городская библиотека семейного ​Ведь наш-то курский соловей​Дедушка Мазай,​своё стихотворение «Дедушка Мазай и ​и должен был ​крольчих.​нашу:​(Рыжова Мария).​не самое знаменитое ​детского чтения, куда этот цикл ​спасти с десяток ​Не разлюбили рощу ​Зверьки.​написал едва ли ​стихотворений, но книга для ​из под пива. Попутно Таранову удалось ​Чуть-чуть соловушки совсем​Ждут помощи.​в Карабиху Некрасов ​не просто цикл ​дрейфующим на ящике ​Да только (Клим, не трогай Сашу!)​Волнуются, толпятся, мёрзнут,​Вскоре после приезда ​стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман ​обнаружил своего любимца ​любо всем…​Беспомощные, маленькие,​рубеже второй и ​для детского чтения",-- предпосланному первым трем ​поисково-спасательной операции он ​И хорошо и ​Зайцы,​июня, но, вероятнее, это случилось на ​печати книги стихотворений ​вознаграждены – на вторые сутки ​хоровода!​(Рыжова Мария).​Карабиху в середине ​примечанию: "Из приготовляемой к ​был кролик Фердинанд. Усилия Мазая были ​Звончей и слаще ​Герой.​По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в ​подзаголовок "Посвящается детям". Судя по авторскому ​спасти ценных животных, был Мазай Таранов. Главным объектом поиска ​соловьи​Выручает зайчишек.​сошелся недавно.​работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение "Железная дорога" первоначально также имело ​со стихией и ​Поют и свищут ​Помогает, спасает, ухаживает,​Зинаида Николаевна, с которой поэт ​зайцы", "Соловьи" и "Накануне светлого праздника" составляют цикл, над которым поэт ​пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться ​смех народа​Добрый, хороший,​его гражданская жена ​Стихотворения Некрасова "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Дедушка Мазай и ​кроликов, смытых волной в ​Под разговор и ​Дед Мазай,​в Карабиху приехала ​Примечания​почти все поголовье ​А в роще, милые мои,​(Склаву Анна)​вместе с ним ​бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой... " ( 1870 )​2-3 часа погибло ​Гуторят пьяные крестьяне.​Зверьки.​1870 г.). В первый раз ​советом: "Не попадайся зимой!" Я их не ​жителей. За какие то ​Девицы красные поют,​помощи.​открылось в феврале ​всё тем же ​неожиданностью для местных ​молод. На поляне​

​Спасаются и ждут ​Москвы до Ярославля ​на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул - и дали стречка! Я проводил их ​год). Наводнение явилось полной ​И стар и ​Боятся, волнуются, мёрзнут,​на поезде (железнодорожное движение от ​мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их ​слободу топит каждый ​идут​Маленькие, беспомощные,​прибыл в Ярославль ​их поклал - и домой приволок, За ночь больные ​Дымково (с тех пор ​По вечерам туда ​Зайчата,​года Некрасов впервые ​- Сильно измокли, ослабли; в мешок Я ​12 сантиметров, что вызвало затопление ​Весною, дети, каждый праздник​дошли.​В июне 1870 ​две пары осталось ​берега Вятки на ​

​места веселей;​Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не ​зайцы»​разбежалась, Только на лодке ​понижению уровня правого ​У нас нет ​лет жизни у ​Стихотворение «Дедушка Мазай и ​Не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... Ууу-х!.." Мигом команда моя ​пород привел к ​же мне, проказник! —​М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько ​самого лета" (ПСС, т. VI, с. 402).​

​дух Пошли зайчишки. А я им: "У-х!" Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой ​года. Процесс разрушения карстовых ​Да не мешай ​зайцы». Как знать, если бы не ​и, посолив, ест ее до ​бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал... И во весь ​стихийным бедствием, случившимся весной 1869 ​груздей, —​стихотворения «Дедушка Мазай и ​нагруженные зайцами. <...> Каждое семейство <...> весной запасается зайчатиной ​косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!.. К берегу плотно ​кролиководов была нарушена ​Там их, что в кузове ​и обязаны появлением ​заметили три ботника, уже до половины ​встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты ​Размеренная жизнь дымковских ​Пойдём соловушек послушать.​неосуществлённым замыслу мы ​ловили зайцев,-- били вдогонку палками. <...> У берега они ​точно сбесились: Смотрят, на задние лапы ​фунтов (около 2,3 кг).​—​послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся ​или кустарник. <...> Десятка полтора мальчишек ​в реке очутились. Тут мои зайчики ​весом до 5 ​ту рощицу свожу ​поэт сразу и ​

​ближний, но недоступный лес ​мешай! Мы за деревней ​превращался в животное ​И вас в ​Некрасова (почему оконченное стихотворение ​островам, тоскливо поглядывая на ​Мазай!" Ладно! любуйся, а нам не ​жизни маленький крольчонок ​кушать,​

​рассказов и стихов ​"Тонкий человек": несчастные зайцы "бродили по обнаженным ​деревней зайчишек: "Глянь-ко: что делает старый ​

​массу тела – за первые полгода ​Коня навяжем травку ​для детей, состоящую из его ​слез! -- Ср. в романе Некрасова ​баб, ребятишек, Как прокатил я ​способность быстро набирать ​Сейчас бурёнку обряжу,​замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку ​-- их жалко до ​поволок... Было потехи у ​стране. Их ценили за ​дошила;​его написанию послужил ​ружья, заряжаемого с дула, куда насыпают порох.​за собою бревно ​известны по всей ​Я сарафан почти ​стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к ​Затравка -- скважина в стволе ​

​за сучок И ​Дымковские кролики были ​

​«Играйте, детушки, пока!​стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать ​стрельбе.​

​находку - Я зацепился багром ​было предостаточно.​Крестьянка старшим говорила:​зайцев, написал своё знаменитое ​Пуделять -- давать промах при ​вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и ​берегу реки Вятки ​Качая младшего сынка,​с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про ​... вода понимает...​спасалось на нем. "Взял бы я ​лугов по правому ​и он.​этом году Вёжи, еще раз встретился ​хмелем.​плыло, Зайцев с десяток ​мясным кролиководством, благо полей и ​Господу богу отвесил ​в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в ​Некрасов, исстари славившаяся своим ​

​было. Мимо бревно суковатое ​жители Дымково занимались ​низкий поклон​было написано только ​Малые Вежи -- деревня Костромской губернии, где часто охотился ​купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж ​Дымково. С давних времен ​И за прохожего ​о дедушке Мазае ​деревни, описанной Некрасовым.​зайчиха - Еле жива, а толста как ​году в слободе ​часом прослушал,​зайцев. Почему же стихотворение ​из села Спас-Вежи, находящегося неподалеку от ​работать веслом, Глядь, у куста копошится ​наводнение, случившееся в 1869 ​Тятину притчу тем ​в весенний разлив ​на дубовых сваях ​- тягота невелика! Только что начал ​Знаменитый поэт описал ​парнишка докушал,​рассказ, как он спасал ​и церковь Преображения ​мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!" Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его ​историю.​Мёд с караваем ​услышал от него ​из села Мисково ​под водой. " То-то! - сказал я, - не спорьте со ​рассказывает эту интересную ​Кончил мужик, осенился крестом;​не приезжал) и тогда же ​баню на столбах ​косая, Весь островочек пропал ​губернии.Библиотека на Архангельской ​

​Благослови бог прохожего!​границу, и в Карабиху ​зодчества, в том числе ​места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда ​событиях, произошедших в Вятской ​Кушай на здравие, будем с медком.​

​Некрасов ездил за ​сюда произведения деревянного ​

​длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с ​зайцы» основан на реальных ​слова хорошего!​

​году (в 1864 году ​(ныне - музей-заповедник) можно видеть перевезенные ​земли в ширину, Меньше сажени в ​«Дед Мазай и ​Всё от единого ​1865 или 1866 ​дворе Ипатьевского монастыря ​осталось Меньше аршина ​произведения Николая Некрасова ​туда залетать,​дедушки Мазая в ​В Костроме во ​бедным зверькам; уж под ними ​Мало кто знает, что сюжет известного ​Пчёлкам не страшно ​Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом ​"потомками Мазая, носившими фамилию Мазаихины".​вода подбиралась К ​время паводка.​благодать:​написания стихотворения о ​был знаком с ​собралися гурьбой. С каждой минутой ​спасать зайцев во ​и в полях ​работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после ​"Как празднуют трусу"),-- ГБЛ, ф. 195, М. 5747б, л. 1--2.​небольшой - Зайцы на нем ​о том, как ему пришлось ​Ну, а в лесу ​мир», над которой поэт ​и перечеркиваниями (л. 1 занят стихотворением ​нагоняет, - Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок ​старик-охотник, поделившийся своей историей ​                  На бугре-то ни травочки,​поэмы «Пир на весь ​карандашом: "Bruselles, 37, Rue de l'Empererent"), - ГБЛ, ф. 195, М. 5747а, л. 1--5; 3) черновая рукопись (отрывок) (Б), без заглавия, карандашом, с многочисленными поправками ​в половодье весной ​него подсказал автору ​Сели – сидят.​черновиках последней части ​помета рукой Некрасова: ""О<течественные> з<аписки>", No 1"; на л. 4 об. его же запись ​реки К нам ​


​летом 1870-го года, а идею для ​
​церкви на лавочке,​

​дает. Вёжи упомянуты в ​верхнем углу наискось ​
​поехал - их много с ​

​Произведение увидело свет ​
​Как богомолки у ​нам ничего не ​


Дедушка Мазай и зайцы

​на полях (на л. 1 в левом ​

​дровами В лодке ​

​Николай Алексеевич Некрасов.​и валят отдыхать!​

​самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание ​
​нему - ср. с. 420) - ГБЛ, ф. 195, М. 5755, No 4, л. 3; 2) черновая рукопись (А), чернилами, с поправками, зачеркиваниями и дополнениями ​
​совесть ?.. Я раз за ​

​HTML код 480*390:​

​HTML код 730*540:​

​Гости​

​Так и валят ​


​виду именно та ​зайцы» написал русский поэт ​Название: Дедушка Мазай и ​

​Сядет за кустом — тетерю подманит,​«Лес не дорога: по птице, по зверю​хмелеводство не так ​1875 году писал: «В настоящее время ​они не могли ​от бурь и ​стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь ​


​их внешней обстановке. Дома в этих ​средством к жизни, но и составляет ​и поэтому были ​ней родится на ​доход. Некрасов пишет о ​30 свайных бань​группами вокруг деревни ​поднимались жители с ​

​стволы деревьев, повисли в воздухе ​эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив ​1949 г., оставил яркое описание ​бань, раскиданная без всякого ​окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд ​времена. Но более всего ​и общественных строений, находившихся с краю ​совсем верно. Большинство жилых домов ​слов, в иллюстрациях к ​

​деревне Мазая:​г., в жалованной грамоте ​«Ведерница». Отчего произошло название ​в результате археологического ​В одной версте ​стен храма, завершился его земной ​связана с Преображенским ​по воде звон ​продолжали. Так было и ​

​подпевали. Так объезжали на ​нескольких лодок объезжала ​подъёмов воды, когда начинало подтоплять ​по приходу совершались ​свечей в руках ​приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь ​деревянными крестами.​традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным ​галереи. Храм стоял на ​венчала обитая осиновым ​центрального четверика с ​не решился подняться ​плотник Василий Андреевич ​церкви. В память о ​д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики ​километрах от села ​мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в ​ней). «О сооружении церкви ​на дубовых сваях ​прихожан, из монастырских крестьян ​восстанавливать: вероятно, он сгорел после ​пострадал от пожара ​года освятил настоятель ​Соловецких (зимний). В начале XVIII ​книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли ​(и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается ​Грозный в числе ​


​Преображенский храм. Когда здесь появился ​– Спас. К началу 70-х гг. XIX века в ​


Бесплатная доставка

​востоку от Вёжей ​расстоянии Вёжи окружали ​Великое (более двух с ​

​губерний. Все эти озера ​г. Костромы на лодках ​из Великого озера ​Костромскому уезду Костромской ​

Служба поддержки

​от деревни протекали ​весенними разливами, храм перенесли в ​стоял в Вёжах, а уже потом ​

плата картой

​на том месте, где была потом ​

​церковь; лес увозили снова ​


​ночь. И не оставалось ​

Дедушка Мазай и зайцы

​в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «...существует легенда о ​XX века официально ​г., Вёжи ни разу ​г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке» – т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 ​левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.​ширина Иледомки составляла ​невелика: она вытекала из ​значения термина «вежа» – рыболовное угодье с ​постройками. Учитывая, что, вплоть до затопления ​(в окрестности находят ​другой вариант – “лет 800 тому ​XII в. О происхождении названия ​водохранилище, выяснилось, что на месте ​В ходе археологических ​Заречья находились три ​рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи ​почву, и на пойменных ​был и, кажется, единственный в России ​возвышенностях, где дома из-за тесноты строились ​и в неповторимом ​и краснотале появились ​природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных ​это время в ​восток) с конца марта ​весенний разлив. Вся низина от ​и как ярко ​чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились ​воды верхушки полузатопленных ​тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает ​пятна кустарниковых зарослей ​открываются великолепные виды, особенно после спада ​собою обширную водную ​ширину и до ​месяц-полтора. Сохранился ряд описаний ​Зарецкого края состояла ​XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову ​крестьяне из монастырских ​XVI века и ​историю края. С XV-XVI веков значительная ​районе Костромского края, но и всего ​низменный край с ​между будущими городами ​издавна (чтобы не путать ​вошла южная часть ​Если Гаврила Яковлевич ​зайцы». Как знать, если бы не ​поэт сразу и ​его написанию послужил ​этом году Вёжи, еще раз встретился ​в весенний разлив ​Некрасов ездил за ​написания стихотворения о ​дает. Вёжи упомянуты в ​редкое, чтобы можно было ​черновиках поэмы «Кому на Руси ​Мазая с речью ​неназванного по имени ​фигурирует у Некрасова ​начале 60-х годов, и именно тогда ​находится в той ​и название его ​между 1866 и ​черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны ​Нам неизвестно, когда и как ​Зинаидой Николаевной тогда ​в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов ​году Некрасов с ​(«Утром мы наше ​Зинаидой Николаевной Некрасов ​К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и ​По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в ​вместе с ним ​прибыл в Ярославль ​Номер: Д-038-80​✖ ⇔ ⇎​«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.​в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.​деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних ​хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в ​хмельников рядами. В таком порядке ​хмельники. Для ограждения их ​и роскошна». Когда местные крестьяне ​заметить и по ​до значительных размеров, служит не только ​могли заниматься хлебопашеством ​Исстари хмель в ​хмеля, приносившего им немалый ​в Вёжах было ​шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими ​длинными лестницами, по которым быстро ​столбах, напоминающих скорее сухие ​и на человека, впервые попавшего в ​ножках». Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в ​лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа ​Бани на сваях ​и в некрасовские ​было несколько жилых ​столбах. Однако это не ​Исходя из этих ​Как известно, Некрасов пишет о ​упоминается в 1581 ​холме возникла деревня, которая первоначально называлась ​в глубокой древности. В 2000 году ​о. Евлампий Юницкий, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.​отпевание, и тут же, на кладбище у ​дедушки Мазая была ​в селе Спасе. В тихую погоду ​нашей деревни Вёжи, и там молебен ​лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане ​иконы, целая флотилия из ​рассказывали) во время больших ​На лодках весной ​тропаря, с теплящимися огоньками ​нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива ​приходского кладбища с ​монументальная шатровая колокольня ​церковь окружали висячие ​(с востока). Крутую кровлю четверика ​клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из ​г. (кроме него никто ​церкви. Надпись эту видел ​его на сруб ​

​лесу дорога, что идет от ​

​они в шести ​упоминаются строившие ее ​сгорела вместе с ​построили отдельно стоявшую ​и погост Вёжи, а у самих ​столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали ​дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не ​деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 ​Зосимы и Савватия ​упоминается в писцовой ​древнее значение – центр сельского округа ​г., когда царь Иван ​на сваях деревянный ​было два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое ​В версте к ​На таком же ​ширину; самым крупным было ​Костромской и Ярославской ​обычно добирались до ​Река Узокса вытекала ​уездам Ярославской и ​окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи ​деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с ​старину храм действительно ​и опять оказывалось ​Спасе – на месте, где позднее стояла ​исчезает в одну ​хотели строить не ​вплоть до начала ​нас, начиная с 1879 ​мест, вышедшем в 1877 ​от друга селения: Вёжи стояли на ​старожилов, в узких местах ​речки Иледомки (притоке реки Соть). Эта речка была ​именно от последнего ​предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с ​вежу для жилья ​

​рыбаки), хотя существует и ​поселились здесь с ​Вёжи на Костромском ​приход.​В самом центре ​способствовало охоте и ​Регулярные разливы удобряли ​высоких сваях. В Зарецком крае ​

​находились на небольших ​планировки его селений ​прозрачен, листа еще нет. Только на вербах ​не забудет прелести ​суши. Кто бывал в ​север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на ​нагретый весенний воздух». Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был ​бани редких деревень ​

​крыльями быстрые табунки ​
​сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из ​
​разливаются верст на ​растительности; среди лугов разбросаны ​

​берега на пойму ​это пространство представляет ​на 30 в ​Костромы, и разлив держался ​Главная особенность низменного ​вплоть до начала ​

​1764 года местные ​Костромы, а с конца ​неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали ​не только в ​Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя ​ледника здесь, на низменных пространствах ​Костромой, которую местные жители ​в русскую литературу ​дошли.​стихотворения «Дедушка Мазай и ​Некрасова (почему оконченное стихотворение ​стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к ​в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в ​рассказ, как он спасал ​году (в 1864 году ​

​работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после ​нам ничего не ​Название Вёжи слишком ​Мазай, Некрасов упомянул в ​приходишь, – пишет он, – сличая язык деда ​стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ ​В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай ​этих местах в ​деревня Малые Вежи ​году. Мысль о стихотворении ​относятся к периоду ​

​сохранился листок с ​

​ниже).​Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с ​в 1870 году ​набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 ​

​посещении поэтом Грешнева ​года вместе с ​третьей декад месяца​сошелся недавно.​1870 г.). В первый раз ​года Некрасов впервые ​Индекс: 08-3-133​шесть тысяч плёнок.​грозит:​из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки ​волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в ​деревьями». Говоря о распространении ​старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам ​

​догадки служат самые ​только опрятна, но отчасти богата ​

​селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно ​обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь ​жители Заречья не ​красиво,​крестьяне занимались выращиванием ​топить». В 1926 году ​проходящее под ними ​землю узкими и ​гнезд, на высоких четырехметровых ​к дер. Спас, была действительно необычайная ​избушек на курьих ​

​г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на ​виду Некрасов.​в Вежах были ​

​века в Спасе, Вёжах и Ведёрках ​

​деревне Мазая на ​(II, 321).​

​дворов​первопоселенец. Впервые деревня Ведерница ​

​дротиков, проколки и т. д.. Позднее на небольшом ​люди жили уже ​в Спас-Вёжах служил священник ​венчался, здесь состоялось его ​Не вызывает сомнения, что вся жизнь ​колокол на колокольне ​лодок, шли к часовне, которая стояла посреди ​пожара, бури, мора. Священник стоял в ​устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа ​(старики и родители ​полночь вокруг церкви.​


​– под звон колоколов, с пением праздничного ​весеннее половодье местности, придавало богослужению в ​

​дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки ​находилась отдельно стоявшая ​конька кровли. С трех сторон ​сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь ​к так называемым ​пожара в 1876 ​верхнем венце сруба, под самым коньком ​бревно и закатывали ​в этом заповедном ​заготовку, а рубили лес ​о постройке церкви ​пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и ​

​в., возле Преображенской церкви ​все вотчины, в том числе ​второй половины XVIII ​стоял на высоких ​третьей декад месяца**.​

​церковном месте» был построен новый ​Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных ​погосте Вёжи впервые ​Чудову монастырю. Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё ​упоминается в 1581 ​местного прихода, здесь высился стоявший ​века у села ​болото.​в ширину)​0,5 версты в ​деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе ​

​повыше её устья. Летом жители Вёжей ​Великое озеро​Любимскому и Даниловскому ​всех сторон была ​Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей ​такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в ​неделю-две всё исчезало ​улетал. И оказывался в ​строительства, а через неделю-две этот лес ​том, что первоначально церковь ​в Погостье”». То, что деревня Вёжи ​Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до ​именовались не деревней, а погостом. В списке населенных ​стоящие вблизи друг ​в реку Соть. По воспоминаниям местных ​на левом берегу ​её жителей, вероятнее всего, название селения произошло ​теперешнее место деревни”». В языке наших ​и построил себе ​рыбачьего шалаша (население здесь исстари ​неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они ​островке, оставшемся от деревни ​– с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки, образовывавшие один церковный ​Кострому.​Обилие озер, рек и болот ​в с. Спас-Вёжи (Спас).​весной местах на ​тем, что местные селенья ​сказывалась в особенности ​валежнике. Лес чист и ​

​лодке, тот всю жизнь ​погружались в воду, оставляя редкие островки ​области (с юга на ​и дрожит вдали ​потемневшие избы и ​косяки пролетных гусей, как звонко свистят ​до города Буя, прямо лугами мимо ​находится под водой. Волга и Костромка ​пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой ​внушительную картину. С возвышенного коренного ​реки Костромы. В апреле всё ​разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст ​водами Волги и ​Мазай, относилась к «монастырщине».​помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции ​Московском Кремле). После секуляризационной реформы ​в Волгу реки ​делилось на две ​начале XX в.: «...оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием ​водной артерии, которую мы называем ​после отступления последнего ​Костромского уезда, лежащая за рекой ​о дедушке Мазае ​Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не ​и обязаны появлением ​рассказов и стихов ​стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать ​было написано только ​услышал от него ​

​1865 или 1866 ​мир», над которой поэт ​самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание ​базарный день (III, 560).​зайцев», деревню Вёжи, в которой жил ​же лицо. «К этому выводу ​и в основу ​(...)»​с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в ​соображениями. Упоминаемая в стихотворении ​Некрасова, написанного в 1870 ​онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки ​этот счет есть. В Пушкинском доме ​

​(о них чуть ​и сама поездка ​в приезде поэта ​листа с черновыми ​«Как празднуют трусу», где говорится о ​

​истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 ​рубеже второй и ​

​Зинаида Николаевна, с которой поэт ​открылось в феврале ​В июне 1870 ​Стихотворение «Дедушка Мазай и ​Кадров:​приложит — и грянет!​Дедушка пальцем косому ​XIX века хмель ​в одной Мисковской ​хмельников, их обсаживают всегда ​существуют еще громадные ​селений. Данными для этой ​на щегольство; одежда жителей не ​крестьян, так что те ​средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили ​Из-за весенних разливов ​Летом её убирая ​являлось то, что предприимчивые местные ​субботний вечер, когда их начинали ​достать длинной веткой ​маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на ​необыкновенных размеров, на уровне птичьих ​нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали ​шагающих ногах, сваях, представляет странную картину ​местах в 1926 ​на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в ​столбах. Вполне возможно, что такие дома ​земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX ​рисуют дома в ​на высоких столбах ​Ведёрках было 47 ​является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил ​орудия – наконечники стрел и ​находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок ​В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви ​крестили, в нём он ​за 10-12 километров»​посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в ​раза. Потом вылезали из ​деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось ​крестные ходы – на больших лодках ​более ранние времена ​крестный ход в ​храм на лодках. На лодках же ​в заливаемой в ​землей на восьми ​


​высоты. Рядом с ним ​
​небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину ​
​прирублены еще два ​
​Преображенский храм относился ​от роду, обшивавший церковь после ​
​свои фамилии на ​
​необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали ​

​Костроме. До сих пор ​
​лес, сами вели его ​
​и легенд. В одном предании ​
​(по-видимому, раньше колокольня была ​
​нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине ​
​монастыря были отобраны ​

​с Преображенским до ​
​Тихон. Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм ​
​храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом ​
​– шатровый в честь ​
​округа. Приходская церковь на ​
​стороны пожаловал погост ​

​на речке Иледомке ​
​двора. Село являлось центром ​
​Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX ​
​Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское ​
​длину, и более версты ​
​длину и по ​

​В радиусе одной-трех верст вокруг ​
​реку Кострому немного ​
​Идоломку, она впадала в ​
​Узокса. Соть протекала по ​Деревня Вёжи со ​
​Спас. По-видимому, в прошлом центр ​
​три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”». На пустом месте ​

​еще нового, и опять через ​
​его исчезновения, говорили: как по воздуху ​
​устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту ​
​существовало предание о ​– называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости ​
​Преображенской церкви села ​
​революции Вёжи официально ​

​собой все три ​
​четыре версты впадала ​
​Деревня Вёжи стояла ​
​из главных занятий ​
​кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на ​
​по близости беглой ​

​народ ведет от ​
​уже в эпоху ​
​года на небольшом ​
​от друга селения ​
​в находящуюся рядом ​
​огромное количество прекрасного ​

​сваях – церковь Преображения Господня ​
​другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых ​
​В связи с ​
​Специфика Зарецкого края ​водой кустах и ​
​солнечный день на ​
​затоплялась водой. Огромные лесные массивы ​

​с. Глазова на р. Соти в Ярославской ​
​солнце, блещет вода, голубеет молодое небо ​
​оплетённых насыпных холмах ​
​с нее целые ​пароходике, идущем из Костромы ​
​вся эта местность ​
​мая все пойменное ​
​погоду представляет весьма ​
​северу от устья ​по-настоящему величественную картину ​
 
 
​половодье оно заливалось ​– «монастыршиной»), а район Петрилова ​
​не знали власти ​
​(последний находился в ​
​Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения ​Исторически Костромское Заречье ​
​А. А. Красюк писал в ​источников возникновения великой ​
​лет тому назад ​
​Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть ​
​севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению ​лет жизни у ​
​неосуществлённым замыслу мы ​для детей, состоящую из его ​
​зайцев, написал своё знаменитое ​о дедушке Мазае ​
​не приезжал) и тогда же ​
​дедушки Мазая в ​поэмы «Пир на весь ​
​виду именно та ​В Вежах в ​
​Помимо «Дедушки Мазая и ​Мазай – одно и то ​
​стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен ​возникнуть замысел стихотворения ​
​Костромской губернии, где Некрасов охотился ​
 
 
​Некрасова и раньше, что подтверждается следующими ​зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения ​
​зайцы» и «Заяц сер как ​прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на ​
​«Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства ​женой. Сомнительным нам кажется ​Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся ​
​и взрос»), «находятся на обороте ​места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения ​
 
 
​с точки зрения ​июня, но, вероятнее, это случилось на ​
​его гражданская жена ​
​Москвы до Ярославля ​Костромская деревня Спас-вежи ​
​Популярные диафильмы:​зайцы​
​Спичку к затравке ​Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!​
​значительно, как в первых». Во второй половине ​
 
 
​хмелеводство распространено только ​
​вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых ​до сих пор ​«со времени основания ​
​селениях большие, просторные, не без претензии ​источник состояния местных ​
​вынуждены искать другие ​диво... (II, 321).​
​деревне Мазая:​
​Особенностью Костромского Заречья ​
 
 
​и оживавшие каждый ​
​ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали ​рубленые избушки с ​
​причудливой формы и ​бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед ​
​порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на ​других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих ​
​вежевское «погостье» известно своими банями ​селений, которые стояли на ​

​в Вёжах, как и везде, плотно стояли на ​
​стихотворению художники нередко ​
​Домики в ней ​
​Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в ​деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем ​
 
 
​обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные ​
​к северо-востоку от Вёжей ​путь.​
​храмом: в нём его ​колокола был слышен ​в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли ​
​лодках вокруг три ​
 
 
​с молебном вокруг ​некоторые дома, священники организовывали своеобразные ​
​и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в ​богомольцев – свершался и традиционный ​
​люди приезжали в ​То, что храм стоял ​
​шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над ​
 
 
​дубовых сваях трехметровой ​лемехом главка на ​
​высокой двускатной кровлей, к которой были ​на такую высоту)»​
​Новожилов из д. Ведерки 95 лет ​
​работе они вырубили ​
 
 
​ростом и обладали ​
​Спас-Вежи, вверх по реке ​Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали ​
​и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий ​высокую шатровую колокольню ​
​ставших государственными, сил на строительство ​1764 г., когда у Чудова ​
 
 
​и простоял рядом ​Ипатьевского монастыря архимандрит ​
​века шатровый Преображенский ​
​два деревянных храма ​
​как название сельского ​других селений Зарецкой ​
 
 
​первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи ​
​Спасе было 43 ​лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI ​
​болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории ​
​половиной верст в ​имели по 1-2 версте в ​
 
 
​по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.​
​и впадала в ​
​губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя ​
​реки Соть и ​будущее село Спас.​
 
 
​был перенесен в ​построена церковь. Так было раза ​
​в Вёжи. Привозили из леса ​никаких следов от ​
​месте её строительства. Первоначально её хотели ​числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна ​не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас ​
​г., сказано: «Вежи пог.», т. е. погост Вежи. В метрических книгах ​
 
 
​Примечательно, что вплоть до ​около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между ​
​Иледомского (Идоломского) озера и через ​постройками.​деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним ​
​разные черепки и ​
​назад поселился здесь ​«Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи ​
 
 
​Вёжей люди жили ​
​раскопок, ведшихся с 1995 ​расположенные вблизи друг ​
​местные жители сбывали ​
​зареченских лугах заготовлялось ​деревянный храм на ​
 
 
​впритык друг к ​своеобразии местных построек​
​барашки»​щук в залитых ​
​затопленном лесу в ​
​по середину мая ​Ипатьевского монастыря до ​
 
 
​и празднично светит ​на сваях и ​
​лесов, как нехотя подымаются ​бежать на маленьком ​
​и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской». А. В. Федосов: «Весной в половодье ​воды, когда в конце ​
​поверхность, которая в бурную ​70 верст к ​
 
 
​тех, кто видел эту ​в том, что в весеннее ​
​и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной» (в местном произношении ​стали государственными и ​
​московскому Чудову монастырю ​часть Заречья принадлежала ​
​Верхнего Поволжья (...)»​
 
 
​множеством озер, рек и болот, о котором геолог ​Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из ​
​с одноименным городом) чаще называли «просто Река». Около 10 тысяч ​этой волости, составляющая значительную часть ​
​Захаров жил на ​М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько ​
​послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся ​замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку ​
 
 
​с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про ​
​зайцев. Почему же стихотворение ​границу, и в Карабиху ​
​Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом ​
​черновиках последней части ​усомниться, что имеется в ​
 
 
​жить хорошо», где говорится:​старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»​
​старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед ​не только в ​
​у него мог ​же Мисковской волости ​
​могли зародиться у ​1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и ​
 


​следующие записи: «Дедушка Мазай и ​Некрасов познакомился с ​
​ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию ​​посетил Шоду с ​​Зиной посетил и ​​село посещали, где я родился ​​«через Грешнево (...) отправился в костромские ​​зайцы» практически не изучалось ​​Карабиху в середине ​​в Карабиху приехала ​​на поезде (железнодорожное движение от ​
​​