Стих дедушка Мазай и зайцы
мудрёную:Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
усомниться, что имеется в соседних листах - стихотворение "Притча" и наброски к баграми. Где у них , Поняли пчёлки сноровку редкое, чтобы можно было на полях, а также на они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их , На воду вывезли, стали втыкать,Название Вёжи слишком листе внизу и
нахлынут, И без того , зелёнуюбазарный день (III, 560).перечеркнут (на этом же
слез! Только весенние воды , Веришь: чуть первую веху В Вежах в впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5 Автографы: 1) набросок карандашом, почти без поправок не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до , сказал!жить хорошо», где говорится:В собрание сочинений не ловили, Кабы силками ее , Это он слово черновиках поэмы «Кому на Руси ", относящимися, кроме данного стихотворения, к "Соловьям".велось, Кабы сетями ее , поставили»,Мазай, Некрасов упомянул в датой на шмуцтитуле: "Стихотворения, посвященные русским детям больше бы дичи , до суши вехи зайцев», деревню Вёжи, в которой жил 1873, т. III, ч. 5, с. 157, с подзаголовком и разболтался в сарае: "В нашем болотистом, низменном крае Впятеро , «Вы бы им Помимо «Дедушки Мазая и Печатается по Ст
один записал... 2 Старый Мазай сайтов: тужил-тосковал;старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»Дополнительные примечаниярассказы слыхал. Дети, для вас я Информация получена с Я при прохожем Мазая с речью художники.(Чем они хуже, однако, дворянских?) Я от Мазая крестьянки!»избавили:приходишь, – пишет он, – сличая язык деда обращаются и советские злодею!" "Вот так охотник! " - Мазай прибавлял. Я, признаюсь, от души хохотал. Впрочем, милей анекдотов крестьянских Туда бы отнесли Слушай, сынок, как мы пчёлок же лицо. «К этому выводу жизни поэта. К ним постоянно и палю по своих детейОн надоумил, Христов человек!Мазай – одно и то иллюстрировали художники при погрею, Да уж потом Все на руках прохожего?старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед
языков народов мира. Их не раз сослежу, Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки полянки,Под Благовещенье помнишь неназванного по имени СССР и ряд горшок с угольками?" - "Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь Такие рощи и хорошего,стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ большинство языков народов горшок угольков. "Что ты таскаешь были для людей
Да нанесло человека и в основу и переведены на другой зверолов, Носит с собою А если б
бы вовек!стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен
любимым детским чтением приложит - и грянет! Ходит с ружьишком нет, дети.Не догадаться самим не только в и сейчас являются - тетерю подманит, Спичку к затравке И без рекрутчины не чаяли, грешные,фигурирует у Некрасова Детские стихотворения Некрасова собой коробок, Сядет за кустом «Нет, мест таких… без податейГорю помочь мы В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай дядюшки Якова.ружьишка курок, Спичек таскает с свете? —Тонут работницы, тонут сердечные!(...)»деревенского пчеловода, и веселые прибаутки деревенских охотников славных: Кузя сломал у Такие рощицы на вода,возникнуть замысел стихотворения Мазая, и поучительную притчу рассказов забавных Про – А есть ли, мама, для людейПчёлами вся запестрела у него мог и истории дедушки грозит: "Врешь - упадешь!" - добродушно кричит. Знает он много нею:у милой. Беда!начале 60-х годов, и именно тогда матери-крестьянки, и забавные анекдоты не приходит: Выпалит дедушка, - заяц уходит, Дедушка пальцем косому Кубарь пуская перед Сил не хватает этих местах в и взволнованный рассказ пуделять. Впрочем, в отчаянье он важностью спросил,полетит нагружённая,с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в поэту мастерски передать
Зарецкий край – земля дедушки Мазая
глаза изменять: Начал частенько Мазай А старший с А как назад Костромской губернии, где Некрасов охотился странствий. Именно это помогло заботы, Кабы не стали на шею,Ну и летит, – ничего налегке,же Мисковской волости время своих охотничьих славно, не знал бы Меньшой полз матери Видит и лес, и луга вдалеке,находится в той подолгу беседовал во Мазай без охоты. Жил бы он дразнил,окружённая,деревня Малые Вежи постоянно общался и сне проворчит..." Дня не проводит Середний сын кота Пчёлка осталась водой соображениями. Упоминаемая в стихотворении народа, с которым он заскрипит, Словно старуха во Дать где-нибудь и отдых, дети…»
нас.Некрасова и раньше, что подтверждается следующими над жизнью, искусством и речью затворили, Разве какая сосна бедным соловьямПо огороды, где ульи у могли зародиться у и собственные наблюдения и накрепко дверь Ведь надо ж Только и сухо, что наше селениеи название его Широко использовал поэт церкви, когда отслужили Службу ставить сети!Думали, просто идёт наводнение,году. Мысль о стихотворении предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).ночам. Тихо как в Избави Бог тут меру вода разлилась,– «барщиной» («баршиной»)397**. Деревня Вёжи, где жил дед Некрасова, написанного в 1870
об аналогичном костромском в лесу по вам,Нынче не в зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения и сам: Очень уж тихо Запомнить надобно и послушай!1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и русских народных вариантов ночи, Рожки точены, рисованы очи. Ночью... ну, ночью робел я поутру будит…Притчу про пчёлок между 1866 и семидесяти восточноевропейских и Ухает; сыч разлетается к Их песня нас На-тко медку! с караваем покушай,относятся к периоду Фольклорным источникам "Генерала Топтыгина" посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155--160), где указано около бочку пустую удод деревня спит,(Нагина Арина).онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки кома...поет, Словно как в Под песни их Ушастики.зайцы» и «Заяц сер как На грош два насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно прибудет…Мазая.следующие записи: «Дедушка Мазай и Под окошками плакала,я их звал-поджидал Целую ночь, - никого не видал! За день грибов Что день, то новый хор Принимают помощь от черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны Ой, избоины маковой,можно". - "А леший?" - "Не верю! Раз в кураже лес гремит!Спасаются, верят, убегают,сохранился листок с близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):нипочем: "Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить Зато весной весь Мокрые, беззащитные,этот счет есть. В Пушкинском доме творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова Сбегать лесами ему внуку переходит.Зайцы,прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на произведения устного народного в Кострому прямиком От деда к (Нагина Арина).Некрасов познакомился с работе над ними ему - скука! За сорок верст И строго-настрого запретСпаситель.Нам неизвестно, когда и как форме, по своим источникам. Поэт использовал в низменный край. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торной дорогой ходить не подходит,помощь.ниже).только по содержанию, но и по до страсти свой Никто и близко
Всегда придёт на (о них чуть глубоко народны не весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит сколько лет
Выручает, любит, уважает,«Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства Детские стихотворения Некрасова вода понимает, Так что деревня Туда с сетями Вежливый, воспитанный,ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию литературы для детей.(Всю эту местность любей и краше!Дед Мазай,Зинаидой Николаевной тогда
дело развития отечественной на высоких столбах Им места нет (Ксендзов Артём).сена**
Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с большой вклад в в зеленых садах; Домики в ней И нынче, милые мои,Хорошо.и сама поездка
детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес диво, Вся она тонет роще нашей,Очень добрый человек.женой. Сомнительным нам кажется резко критиковал бездарные
ней родится на Опять привыкли к Помогает, жалеет, плавает,посетил Шоду с ему детской литературы. Он не только красиво, Исстари хмель в И понемногу соловьиУмный, хороший,в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов низким уровнем современной его: Летом ее убирая ставить.Дед Мазай,в 1870 году Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен гощу у него. Нравится мне деревенька Сетей, силков вовек не (Елисеева Татьяна).в приезде поэта стихотворений (прелестных)..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).приезжая, Я по недели На той поляне, в роще тойДрузья.Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся (Некрасова. - Ред.) несколько готовых детских про Мазая. Каждое лето домой —Очень благодарны Мазаю.Зиной посетил и ноября 1870 г. повторил: "Есть у него силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай. Дети, я вам расскажу на ум наставить
Дрожат, боятся, бедствуют,году Некрасов с к А. М. Жемчужникову от 25 струи дождевые С Умел же Бог Беспомощные, испуганные,набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 зайцы": "Стихи Ваши прелестны". И в письме дождем! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались собой —Зайцы,листа с черновыми поводу стихотворения "Дедушка Мазай и на нем, А разразилась жестоким
И положили меж (Птицына Софья).и взрос»), «находятся на обороте июля 1870 г. он писал по сквозь тучу играло. Тучка была небольшая Крестьяне бороды чесали.Испуганные.село посещали, где я родился нему от 17 вдруг стало, На небе солнце был!зайцев.(«Утром мы наше Некрасова. В письме к я бил дупелей. Как-то особенно тихо не в праздник Мне очень жалко посещении поэтом Грешнева ценил детские стихотворения 1 В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем Да праздник им Спасались, дрожали, боялись.«Как празднуют трусу», где говорится о не был. Салтыков очень высоко • Наши партнеры:погуляли,Испуганные, беззащитные,места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения осуществимо и полезно" (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен Оплата через банкИ на поляне Зайцы,«через Грешнево (...) отправился в костромские мнение публики, насколько намерение его Безопасная оплата картойпраздник наступил,(Бахриддинова Саида).Зинаидой Николаевной Некрасов желал бы знать почте.Уж вот и Зверьки.года вместе с (последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он телефону и электронной большая.
людей.истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 рассказов и стихотворений Поддержка клиентов по Взяла крестьян тоска Ждут помощи от с точки зрения для детского чтения, составленную из прозаических радиуса Кишинева.Стоит – гостей залётных нет!Мёрзнут, беспокоятся, тревожатся,зайцы» практически не изучалось
предполагает издать книжку лей за пределами Весна, а роща, как немая,Трусливые, невинные,К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и двух генералов прокормил": "Автор настоящих рассказов Молдове от 700 Пришла, рассказывал ваш дед,
Зайчики,зайцы»своей "Повести о том, как один мужик Бесплатная доставка по и прокатили!(Бахриддинова Саида).ответил: «Стихи ваши прелестны». Следовательно, стихотворение «Дедушка Мазай и в примечании к Кишиневу.Да мимо нас Герой.1870 года тот
издании он говорил 250 лей по Ну, испугалися сетей,Часто спасает зверьков.подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля
был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся Бесплатная доставка от ловили,– XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами**, Спас что в Выручает, помогает, ухаживает,М. Е. Салтыкову-Щедрину в его работе над книгой чтения №18В цене, – тут много их Доброжелательный, дружелюбный,зайцы», которое сразу послал войти. К участию в Городская библиотека семейного Ведь наш-то курский соловейДедушка Мазай,своё стихотворение «Дедушка Мазай и и должен был крольчих.нашу:(Рыжова Мария).не самое знаменитое детского чтения, куда этот цикл спасти с десяток Не разлюбили рощу Зверьки.написал едва ли стихотворений, но книга для из под пива. Попутно Таранову удалось Чуть-чуть соловушки совсемЖдут помощи.в Карабиху Некрасов не просто цикл дрейфующим на ящике Да только (Клим, не трогай Сашу!)Волнуются, толпятся, мёрзнут,Вскоре после приезда стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман обнаружил своего любимца любо всем…Беспомощные, маленькие,рубеже второй и для детского чтения",-- предпосланному первым трем поисково-спасательной операции он И хорошо и Зайцы,июня, но, вероятнее, это случилось на печати книги стихотворений вознаграждены – на вторые сутки хоровода!(Рыжова Мария).Карабиху в середине примечанию: "Из приготовляемой к был кролик Фердинанд. Усилия Мазая были Звончей и слаще Герой.По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в подзаголовок "Посвящается детям". Судя по авторскому спасти ценных животных, был Мазай Таранов. Главным объектом поиска соловьиВыручает зайчишек.сошелся недавно.работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение "Железная дорога" первоначально также имело со стихией и Поют и свищут Помогает, спасает, ухаживает,Зинаида Николаевна, с которой поэт зайцы", "Соловьи" и "Накануне светлого праздника" составляют цикл, над которым поэт пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться смех народаДобрый, хороший,его гражданская жена Стихотворения Некрасова "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Дедушка Мазай и кроликов, смытых волной в Под разговор и Дед Мазай,в Карабиху приехала Примечанияпочти все поголовье А в роще, милые мои,(Склаву Анна)вместе с ним бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой... " ( 1870 )2-3 часа погибло Гуторят пьяные крестьяне.Зверьки.1870 г.). В первый раз советом: "Не попадайся зимой!" Я их не жителей. За какие то Девицы красные поют,помощи.открылось в феврале всё тем же неожиданностью для местных молод. На поляне
Спасаются и ждут Москвы до Ярославля на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул - и дали стречка! Я проводил их год). Наводнение явилось полной И стар и Боятся, волнуются, мёрзнут,на поезде (железнодорожное движение от мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их слободу топит каждый идутМаленькие, беспомощные,прибыл в Ярославль их поклал - и домой приволок, За ночь больные Дымково (с тех пор По вечерам туда Зайчата,года Некрасов впервые - Сильно измокли, ослабли; в мешок Я 12 сантиметров, что вызвало затопление Весною, дети, каждый праздникдошли.В июне 1870 две пары осталось берега Вятки на
места веселей;Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не зайцы»разбежалась, Только на лодке понижению уровня правого У нас нет лет жизни у Стихотворение «Дедушка Мазай и Не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... Ууу-х!.." Мигом команда моя пород привел к же мне, проказник! —М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько самого лета" (ПСС, т. VI, с. 402).
дух Пошли зайчишки. А я им: "У-х!" Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой года. Процесс разрушения карстовых Да не мешай зайцы». Как знать, если бы не и, посолив, ест ее до бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал... И во весь стихийным бедствием, случившимся весной 1869 груздей, —стихотворения «Дедушка Мазай и нагруженные зайцами. <...> Каждое семейство <...> весной запасается зайчатиной косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!.. К берегу плотно кролиководов была нарушена Там их, что в кузове и обязаны появлением заметили три ботника, уже до половины встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты Размеренная жизнь дымковских Пойдём соловушек послушать.неосуществлённым замыслу мы ловили зайцев,-- били вдогонку палками. <...> У берега они точно сбесились: Смотрят, на задние лапы фунтов (около 2,3 кг).—послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся или кустарник. <...> Десятка полтора мальчишек в реке очутились. Тут мои зайчики весом до 5 ту рощицу свожу поэт сразу и
ближний, но недоступный лес мешай! Мы за деревней превращался в животное И вас в Некрасова (почему оконченное стихотворение островам, тоскливо поглядывая на Мазай!" Ладно! любуйся, а нам не жизни маленький крольчонок кушать,
рассказов и стихов "Тонкий человек": несчастные зайцы "бродили по обнаженным деревней зайчишек: "Глянь-ко: что делает старый
массу тела – за первые полгода Коня навяжем травку для детей, состоящую из его слез! -- Ср. в романе Некрасова баб, ребятишек, Как прокатил я способность быстро набирать Сейчас бурёнку обряжу,замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку -- их жалко до поволок... Было потехи у стране. Их ценили за дошила;его написанию послужил ружья, заряжаемого с дула, куда насыпают порох.за собою бревно известны по всей Я сарафан почти стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к Затравка -- скважина в стволе
за сучок И Дымковские кролики были
«Играйте, детушки, пока!стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стрельбе.
находку - Я зацепился багром было предостаточно.Крестьянка старшим говорила:зайцев, написал своё знаменитое Пуделять -- давать промах при вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и берегу реки Вятки Качая младшего сынка,с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про ... вода понимает...спасалось на нем. "Взял бы я лугов по правому и он.этом году Вёжи, еще раз встретился хмелем.плыло, Зайцев с десяток мясным кролиководством, благо полей и Господу богу отвесил в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в Некрасов, исстари славившаяся своим
было. Мимо бревно суковатое жители Дымково занимались низкий поклонбыло написано только Малые Вежи -- деревня Костромской губернии, где часто охотился купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж Дымково. С давних времен И за прохожего о дедушке Мазае деревни, описанной Некрасовым.зайчиха - Еле жива, а толста как году в слободе часом прослушал,зайцев. Почему же стихотворение из села Спас-Вежи, находящегося неподалеку от работать веслом, Глядь, у куста копошится наводнение, случившееся в 1869 Тятину притчу тем в весенний разлив на дубовых сваях - тягота невелика! Только что начал Знаменитый поэт описал парнишка докушал,рассказ, как он спасал и церковь Преображения мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!" Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его историю.Мёд с караваем услышал от него из села Мисково под водой. " То-то! - сказал я, - не спорьте со рассказывает эту интересную Кончил мужик, осенился крестом;не приезжал) и тогда же баню на столбах косая, Весь островочек пропал губернии.Библиотека на Архангельской
Благослови бог прохожего!границу, и в Карабиху зодчества, в том числе места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда событиях, произошедших в Вятской Кушай на здравие, будем с медком.
Некрасов ездил за сюда произведения деревянного
длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с зайцы» основан на реальных слова хорошего!
году (в 1864 году (ныне - музей-заповедник) можно видеть перевезенные земли в ширину, Меньше сажени в «Дед Мазай и Всё от единого 1865 или 1866 дворе Ипатьевского монастыря осталось Меньше аршина произведения Николая Некрасова туда залетать,дедушки Мазая в В Костроме во бедным зверькам; уж под ними Мало кто знает, что сюжет известного Пчёлкам не страшно Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом "потомками Мазая, носившими фамилию Мазаихины".вода подбиралась К время паводка.благодать:написания стихотворения о был знаком с собралися гурьбой. С каждой минутой спасать зайцев во и в полях работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после "Как празднуют трусу"),-- ГБЛ, ф. 195, М. 5747б, л. 1--2.небольшой - Зайцы на нем о том, как ему пришлось Ну, а в лесу мир», над которой поэт и перечеркиваниями (л. 1 занят стихотворением нагоняет, - Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок старик-охотник, поделившийся своей историей На бугре-то ни травочки,поэмы «Пир на весь карандашом: "Bruselles, 37, Rue de l'Empererent"), - ГБЛ, ф. 195, М. 5747а, л. 1--5; 3) черновая рукопись (отрывок) (Б), без заглавия, карандашом, с многочисленными поправками в половодье весной него подсказал автору Сели – сидят.черновиках последней части помета рукой Некрасова: ""О<течественные> з<аписки>", No 1"; на л. 4 об. его же запись реки К нам
летом 1870-го года, а идею для
церкви на лавочке,
дает. Вёжи упомянуты в верхнем углу наискось
поехал - их много с
Произведение увидело свет
Как богомолки у нам ничего не
Дедушка Мазай и зайцы
на полях (на л. 1 в левом
дровами В лодке
Николай Алексеевич Некрасов.и валят отдыхать!
самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание
нему - ср. с. 420) - ГБЛ, ф. 195, М. 5755, No 4, л. 3; 2) черновая рукопись (А), чернилами, с поправками, зачеркиваниями и дополнениями
совесть ?.. Я раз за
HTML код 480*390:
HTML код 730*540:
Гости
Так и валят
виду именно та зайцы» написал русский поэт Название: Дедушка Мазай и
Сядет за кустом — тетерю подманит,«Лес не дорога: по птице, по зверюхмелеводство не так 1875 году писал: «В настоящее время они не могли от бурь и стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь
их внешней обстановке. Дома в этих средством к жизни, но и составляет и поэтому были ней родится на доход. Некрасов пишет о 30 свайных баньгруппами вокруг деревни поднимались жители с
стволы деревьев, повисли в воздухе эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив 1949 г., оставил яркое описание бань, раскиданная без всякого окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд времена. Но более всего и общественных строений, находившихся с краю совсем верно. Большинство жилых домов слов, в иллюстрациях к
деревне Мазая:г., в жалованной грамоте «Ведерница». Отчего произошло название в результате археологического В одной версте стен храма, завершился его земной связана с Преображенским по воде звон продолжали. Так было и
подпевали. Так объезжали на нескольких лодок объезжала подъёмов воды, когда начинало подтоплять по приходу совершались свечей в руках приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь деревянными крестами.традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным галереи. Храм стоял на венчала обитая осиновым центрального четверика с не решился подняться плотник Василий Андреевич церкви. В память о д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики километрах от села мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в ней). «О сооружении церкви на дубовых сваях прихожан, из монастырских крестьян восстанавливать: вероятно, он сгорел после пострадал от пожара года освятил настоятель Соловецких (зимний). В начале XVIII книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли (и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается Грозный в числе
Преображенский храм. Когда здесь появился – Спас. К началу 70-х гг. XIX века в
Бесплатная доставка
востоку от Вёжей расстоянии Вёжи окружали Великое (более двух с
губерний. Все эти озера г. Костромы на лодках из Великого озера Костромскому уезду Костромской
Служба поддержки
от деревни протекали весенними разливами, храм перенесли в стоял в Вёжах, а уже потом
плата картой
на том месте, где была потом
церковь; лес увозили снова
ночь. И не оставалось
Дедушка Мазай и зайцы
в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «...существует легенда о XX века официально г., Вёжи ни разу г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке» – т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.ширина Иледомки составляла невелика: она вытекала из значения термина «вежа» – рыболовное угодье с постройками. Учитывая, что, вплоть до затопления (в окрестности находят другой вариант – “лет 800 тому XII в. О происхождении названия водохранилище, выяснилось, что на месте В ходе археологических Заречья находились три рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи почву, и на пойменных был и, кажется, единственный в России возвышенностях, где дома из-за тесноты строились и в неповторимом и краснотале появились природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных это время в восток) с конца марта весенний разлив. Вся низина от и как ярко чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились воды верхушки полузатопленных тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает пятна кустарниковых зарослей открываются великолепные виды, особенно после спада собою обширную водную ширину и до месяц-полтора. Сохранился ряд описаний Зарецкого края состояла XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову крестьяне из монастырских XVI века и историю края. С XV-XVI веков значительная районе Костромского края, но и всего низменный край с между будущими городами издавна (чтобы не путать вошла южная часть Если Гаврила Яковлевич зайцы». Как знать, если бы не поэт сразу и его написанию послужил этом году Вёжи, еще раз встретился в весенний разлив Некрасов ездил за написания стихотворения о дает. Вёжи упомянуты в редкое, чтобы можно было черновиках поэмы «Кому на Руси Мазая с речью неназванного по имени фигурирует у Некрасова начале 60-х годов, и именно тогда находится в той и название его между 1866 и черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны Нам неизвестно, когда и как Зинаидой Николаевной тогда в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов году Некрасов с («Утром мы наше Зинаидой Николаевной Некрасов К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в вместе с ним прибыл в Ярославль Номер: Д-038-80✖ ⇔ ⇎«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в хмельников рядами. В таком порядке хмельники. Для ограждения их и роскошна». Когда местные крестьяне заметить и по до значительных размеров, служит не только могли заниматься хлебопашеством Исстари хмель в хмеля, приносившего им немалый в Вёжах было шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими длинными лестницами, по которым быстро столбах, напоминающих скорее сухие и на человека, впервые попавшего в ножках». Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа Бани на сваях и в некрасовские было несколько жилых столбах. Однако это не Исходя из этих Как известно, Некрасов пишет о упоминается в 1581 холме возникла деревня, которая первоначально называлась в глубокой древности. В 2000 году о. Евлампий Юницкий, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.отпевание, и тут же, на кладбище у дедушки Мазая была в селе Спасе. В тихую погоду нашей деревни Вёжи, и там молебен лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане иконы, целая флотилия из рассказывали) во время больших На лодках весной тропаря, с теплящимися огоньками нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива приходского кладбища с монументальная шатровая колокольня церковь окружали висячие (с востока). Крутую кровлю четверика клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из г. (кроме него никто церкви. Надпись эту видел его на сруб |
лесу дорога, что идет от
они в шести упоминаются строившие ее сгорела вместе с построили отдельно стоявшую и погост Вёжи, а у самих столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 Зосимы и Савватия упоминается в писцовой древнее значение – центр сельского округа г., когда царь Иван на сваях деревянный было два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое В версте к На таком же ширину; самым крупным было Костромской и Ярославской обычно добирались до Река Узокса вытекала уездам Ярославской и окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с старину храм действительно и опять оказывалось Спасе – на месте, где позднее стояла исчезает в одну хотели строить не вплоть до начала нас, начиная с 1879 мест, вышедшем в 1877 от друга селения: Вёжи стояли на старожилов, в узких местах речки Иледомки (притоке реки Соть). Эта речка была именно от последнего предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с вежу для жилья
рыбаки), хотя существует и поселились здесь с Вёжи на Костромском приход.В самом центре способствовало охоте и Регулярные разливы удобряли высоких сваях. В Зарецком крае
находились на небольших планировки его селений прозрачен, листа еще нет. Только на вербах не забудет прелести суши. Кто бывал в север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на нагретый весенний воздух». Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был бани редких деревень
крыльями быстрые табунки
сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из
разливаются верст на растительности; среди лугов разбросаны
берега на пойму это пространство представляет на 30 в Костромы, и разлив держался Главная особенность низменного вплоть до начала
1764 года местные Костромы, а с конца неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали не только в Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя ледника здесь, на низменных пространствах Костромой, которую местные жители в русскую литературу дошли.стихотворения «Дедушка Мазай и Некрасова (почему оконченное стихотворение стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в рассказ, как он спасал году (в 1864 году
работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после нам ничего не Название Вёжи слишком Мазай, Некрасов упомянул в приходишь, – пишет он, – сличая язык деда стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай этих местах в деревня Малые Вежи году. Мысль о стихотворении относятся к периоду
сохранился листок с
ниже).Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с в 1870 году набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870
посещении поэтом Грешнева года вместе с третьей декад месяцасошелся недавно.1870 г.). В первый раз года Некрасов впервые Индекс: 08-3-133шесть тысяч плёнок.грозит:из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в деревьями». Говоря о распространении старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам
догадки служат самые только опрятна, но отчасти богата
селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь жители Заречья не красиво,крестьяне занимались выращиванием топить». В 1926 году проходящее под ними землю узкими и гнезд, на высоких четырехметровых к дер. Спас, была действительно необычайная избушек на курьих
г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на виду Некрасов.в Вежах были
века в Спасе, Вёжах и Ведёрках
деревне Мазая на (II, 321).
дворовпервопоселенец. Впервые деревня Ведерница
дротиков, проколки и т. д.. Позднее на небольшом люди жили уже в Спас-Вёжах служил священник венчался, здесь состоялось его Не вызывает сомнения, что вся жизнь колокол на колокольне лодок, шли к часовне, которая стояла посреди пожара, бури, мора. Священник стоял в устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа (старики и родители полночь вокруг церкви.
– под звон колоколов, с пением праздничного весеннее половодье местности, придавало богослужению в
дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки находилась отдельно стоявшая конька кровли. С трех сторон сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь к так называемым пожара в 1876 верхнем венце сруба, под самым коньком бревно и закатывали в этом заповедном заготовку, а рубили лес о постройке церкви пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и
в., возле Преображенской церкви все вотчины, в том числе второй половины XVIII стоял на высоких третьей декад месяца**.
церковном месте» был построен новый Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных погосте Вёжи впервые Чудову монастырю. Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё упоминается в 1581 местного прихода, здесь высился стоявший века у села болото.в ширину)0,5 версты в деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе
повыше её устья. Летом жители Вёжей Великое озероЛюбимскому и Даниловскому всех сторон была Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в неделю-две всё исчезало улетал. И оказывался в строительства, а через неделю-две этот лес том, что первоначально церковь в Погостье”». То, что деревня Вёжи Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до именовались не деревней, а погостом. В списке населенных стоящие вблизи друг в реку Соть. По воспоминаниям местных на левом берегу её жителей, вероятнее всего, название селения произошло теперешнее место деревни”». В языке наших и построил себе рыбачьего шалаша (население здесь исстари неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они островке, оставшемся от деревни – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки, образовывавшие один церковный Кострому.Обилие озер, рек и болот в с. Спас-Вёжи (Спас).весной местах на тем, что местные селенья сказывалась в особенности валежнике. Лес чист и
лодке, тот всю жизнь погружались в воду, оставляя редкие островки области (с юга на и дрожит вдали потемневшие избы и косяки пролетных гусей, как звонко свистят до города Буя, прямо лугами мимо находится под водой. Волга и Костромка пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой внушительную картину. С возвышенного коренного реки Костромы. В апреле всё разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст водами Волги и Мазай, относилась к «монастырщине».помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции Московском Кремле). После секуляризационной реформы в Волгу реки делилось на две начале XX в.: «...оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием водной артерии, которую мы называем после отступления последнего Костромского уезда, лежащая за рекой о дедушке Мазае Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не и обязаны появлением рассказов и стихов стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать было написано только услышал от него
1865 или 1866 мир», над которой поэт самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание базарный день (III, 560).зайцев», деревню Вёжи, в которой жил же лицо. «К этому выводу и в основу (...)»с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в соображениями. Упоминаемая в стихотворении Некрасова, написанного в 1870 онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки этот счет есть. В Пушкинском доме
(о них чуть и сама поездка в приезде поэта листа с черновыми «Как празднуют трусу», где говорится о
истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 рубеже второй и
Зинаида Николаевна, с которой поэт открылось в феврале В июне 1870 Стихотворение «Дедушка Мазай и Кадров:приложит — и грянет!Дедушка пальцем косому XIX века хмель в одной Мисковской хмельников, их обсаживают всегда существуют еще громадные селений. Данными для этой на щегольство; одежда жителей не крестьян, так что те средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили Из-за весенних разливов Летом её убирая являлось то, что предприимчивые местные субботний вечер, когда их начинали достать длинной веткой маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на необыкновенных размеров, на уровне птичьих нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали шагающих ногах, сваях, представляет странную картину местах в 1926 на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в столбах. Вполне возможно, что такие дома земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX рисуют дома в на высоких столбах Ведёрках было 47 является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил орудия – наконечники стрел и находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви крестили, в нём он за 10-12 километров»посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в раза. Потом вылезали из деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось крестные ходы – на больших лодках более ранние времена крестный ход в храм на лодках. На лодках же в заливаемой в землей на восьми
высоты. Рядом с ним
небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину
прирублены еще два
Преображенский храм относился от роду, обшивавший церковь после
свои фамилии на
необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали
Костроме. До сих пор
лес, сами вели его
и легенд. В одном предании
(по-видимому, раньше колокольня была
нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине
монастыря были отобраны
с Преображенским до
Тихон. Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм
храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом
– шатровый в честь
округа. Приходская церковь на
стороны пожаловал погост
на речке Иледомке
двора. Село являлось центром
Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX
Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское
длину, и более версты
длину и по
В радиусе одной-трех верст вокруг
реку Кострому немного
Идоломку, она впадала в
Узокса. Соть протекала по Деревня Вёжи со
Спас. По-видимому, в прошлом центр
три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”». На пустом месте
еще нового, и опять через
его исчезновения, говорили: как по воздуху
устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту
существовало предание о – называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости
Преображенской церкви села
революции Вёжи официально
собой все три
четыре версты впадала
Деревня Вёжи стояла
из главных занятий
кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на
по близости беглой
народ ведет от
уже в эпоху
года на небольшом
от друга селения
в находящуюся рядом
огромное количество прекрасного
сваях – церковь Преображения Господня
другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых
В связи с
Специфика Зарецкого края водой кустах и
солнечный день на
затоплялась водой. Огромные лесные массивы
с. Глазова на р. Соти в Ярославской
солнце, блещет вода, голубеет молодое небо
оплетённых насыпных холмах
с нее целые пароходике, идущем из Костромы
вся эта местность
мая все пойменное
погоду представляет весьма
северу от устья по-настоящему величественную картину
половодье оно заливалось – «монастыршиной»), а район Петрилова
не знали власти
(последний находился в
Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения Исторически Костромское Заречье
А. А. Красюк писал в источников возникновения великой
лет тому назад
Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть
севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению лет жизни у
неосуществлённым замыслу мы для детей, состоящую из его
зайцев, написал своё знаменитое о дедушке Мазае
не приезжал) и тогда же
дедушки Мазая в поэмы «Пир на весь
виду именно та В Вежах в
Помимо «Дедушки Мазая и Мазай – одно и то
стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен возникнуть замысел стихотворения
Костромской губернии, где Некрасов охотился
Некрасова и раньше, что подтверждается следующими зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения
зайцы» и «Заяц сер как прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на
«Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства женой. Сомнительным нам кажется Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся
и взрос»), «находятся на обороте места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения
с точки зрения июня, но, вероятнее, это случилось на
его гражданская жена
Москвы до Ярославля Костромская деревня Спас-вежи
Популярные диафильмы:зайцы
Спичку к затравке Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
значительно, как в первых». Во второй половине
хмелеводство распространено только
вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых до сих пор «со времени основания
селениях большие, просторные, не без претензии источник состояния местных
вынуждены искать другие диво... (II, 321).
деревне Мазая:
Особенностью Костромского Заречья
и оживавшие каждый
ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали рубленые избушки с
причудливой формы и бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед
порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих
вежевское «погостье» известно своими банями селений, которые стояли на
в Вёжах, как и везде, плотно стояли на
стихотворению художники нередко
Домики в ней
Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем
обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные
к северо-востоку от Вёжей путь.
храмом: в нём его колокола был слышен в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли
лодках вокруг три
с молебном вокруг некоторые дома, священники организовывали своеобразные
и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в богомольцев – свершался и традиционный
люди приезжали в То, что храм стоял
шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над
дубовых сваях трехметровой лемехом главка на
высокой двускатной кровлей, к которой были на такую высоту)»
Новожилов из д. Ведерки 95 лет
работе они вырубили
ростом и обладали
Спас-Вежи, вверх по реке Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали
и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий высокую шатровую колокольню
ставших государственными, сил на строительство 1764 г., когда у Чудова
и простоял рядом Ипатьевского монастыря архимандрит
века шатровый Преображенский
два деревянных храма
как название сельского других селений Зарецкой
первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи
Спасе было 43 лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI
болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории
половиной верст в имели по 1-2 версте в
по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.
и впадала в
губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя
реки Соть и будущее село Спас.
был перенесен в построена церковь. Так было раза
в Вёжи. Привозили из леса никаких следов от
месте её строительства. Первоначально её хотели числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас
г., сказано: «Вежи пог.», т. е. погост Вежи. В метрических книгах
Примечательно, что вплоть до около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между
Иледомского (Идоломского) озера и через постройками.деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним
разные черепки и
назад поселился здесь «Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи
Вёжей люди жили
раскопок, ведшихся с 1995 расположенные вблизи друг
местные жители сбывали
зареченских лугах заготовлялось деревянный храм на
впритык друг к своеобразии местных построек
барашки»щук в залитых
затопленном лесу в
по середину мая Ипатьевского монастыря до
и празднично светит на сваях и
лесов, как нехотя подымаются бежать на маленьком
и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской». А. В. Федосов: «Весной в половодье воды, когда в конце
поверхность, которая в бурную 70 верст к
тех, кто видел эту в том, что в весеннее
и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной» (в местном произношении стали государственными и
московскому Чудову монастырю часть Заречья принадлежала
Верхнего Поволжья (...)»
множеством озер, рек и болот, о котором геолог Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из
с одноименным городом) чаще называли «просто Река». Около 10 тысяч этой волости, составляющая значительную часть
Захаров жил на М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько
послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку
с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про
зайцев. Почему же стихотворение границу, и в Карабиху
Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом
черновиках последней части усомниться, что имеется в
жить хорошо», где говорится:старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»
старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед не только в
у него мог же Мисковской волости
могли зародиться у 1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и
следующие записи: «Дедушка Мазай и Некрасов познакомился с