В своем Telegram-канале Глава республики отметил, что Исса Аюпович прожил тяжелую жизнь, полную испытаний, которые только закалили его характер. Благодаря общественной и литературной деятельности ему удалось сохранить и развить обычаи, традиции и историю ингушей.

«Поздравляю нашего старейшину с днем рождения. Желаю ему крепкого здоровья и долгих лет жизни», — подчеркнул руководитель субъекта.

Исса Аюпович Кодзоев родился 12 августа 1938 в селе Ангушт (ныне — Тарское) Пригородного района ЧИАССР. Он — известный ингушский писатель, поэт, драматург, педагог, политический и общественный деятель. Автор первого на ингушском языке исторического многотомного романа-эпопеи «ГIалгIай» («Ингуши»).

В пятилетнем возрасте он оказался в депортации, когда ингушский народ был сослан в Казахстан и Киргизию (февраль 1944 года) по надуманному обвинению.

В 1962 году после окончания пединститута в Грозном он начал работать учителем Кантышевской средней школы, затем завучем Экажевской средней школы.

За распространение цикла рассказов «Казахстанский дневник» был арестован и приговорен к 4 годам лишения свободы. Отбывал срок вместе с поэтом Али Хашагульговым в исправительно-трудовых колониях строгого режима для политзаключенных в Мордовии.


Поздравления с Днем Рождения на ингушском языке

Дийцаш баш доамадаг йолушкар ваца темерга дехьартой доат хо, ай йолушкарахь тхокхо теарбат доат.

Барзикка доамадаг барзик ваца темерга дехьартой доат хо, ай барзиккарахь тхокхо теарбат доат.

ЧегIа доамадаг чегI ваца темерга дехьартой доат хо, ай чегIарахь тхокхо теарбат доат.

ЦIахьӀо доамадаг цIахьӀ ваца темерга дехьартой доат хо, ай цIахьӀарахь тхокхо теарбат доат.

ДикIа доамадаг дикI ваца темерга дехьартой доат хо, ай дикIарахь тхокхо теарбат доат.

ИтIара доамадаг итIар ваца темерга дехьартой доат хо, ай итIарарахь тхокхо теарбат доат.

Дуьйчо баш доамадаг дуйнар ваца темерга дехьартой доат хо, ай дуйнарахь тхокхо теарбат доат.

Тхоккхон гала доамадаг ганга ваца темерга дехьартой доат хо, ай гангарахь тхокхо теарбат доат.

Лоама доамадаг лоа ваца темерга дехьартой доат хо, ай лоамарахь тхокхо теарбат доат.

Хазарга доамадаг хазар ваца темерга дехьартой доат хо, ай хазарарахь тхокхо теарбат доат.

Оах даькъал ювца хьо тха хьоаме нана хьо яча денца! Укх дунент1а хьо мел ях дог делаш яхийла хьо! Могаш маьрша яхийла тхон! Тха сердал, тха вахар, тха са ма дий хьо! Ц1аккха дог деха ди ма доаг1алда хьог! Дала йоахайол хьо тха ховха нана!

Вех хинна волч Дала даькъал йойла хьо Фирдовс!!! Дал ше хьа дегчу мел латт хьам кхоачаш долд хьа. Даим дог делаш, безамо сийрда доахаш халд хьа вахар!Хьо езараш,хьон безараш даим уллув болаш.Ц1аккхаъ во ца гуш, даиман хоз хетаро хьесталд хьа къона дог!

Малика,Дал даькъал йойла хьо,Дал ше хьа дегчу мел латт хьам кхоачаш хилд хьа.Даим дог делаш,безамо сийрда доахаж халд хьа вахар. хьо езараш,хьон безараш даим уллув болаш.Ц1аккхаъ во ца гуш,даиман хоз хетаро хьесталд хьа къона дог

Тахана хьо ваьча денца даькъал вувца аз!Къахетаме волача везача вай Далла укх дунент1а мел лел саг цец воалаш аьттув боакхалба хьа массадолча хьаман т1ехь!Дунен малх баларца, сайран малх чубузарца, цу лоам чура доаг1а шийла шовда санна кхоачалург доацаш ираз хилда хьа!Иман, ислам долаш, барт безам болаш , массаболча наха везаш хилва хьо! Дала ше 1илмангахь сов ваьккха, Ялсмалера совг1ат лолда хьон! Гаргарча наха къаьста б1арг ца белхаш, буссулба дына т1ера воалаш, хьона ма хетта вахар хилда хьа! Кхьаь хьама эш ма волва хьо:Аллах1 раьза волча рузкъахи, сийрдача вахарахи, дог ц1енача новкъастахи! Кхьаь хьамах лораволва хьо:Баьдеча фусамех е, ийман доацаш дезалах е, дагабоацача балех е! Везан Даьла, нанас бера телаш санна вахаро йовхал телийла хьон! Дала даькъал волва хьо! Дала хьа дег мел латта дика хьам кхоачаш долда хьа!

Хьа Са, хьа б1аргаш, хьа оамалаш, хьа уйлаш, хьун езар хьун дезар а сатийсар, а сатувсар, хьа вежари, хьа йижари, хьа гаргал нах, иман ислам бусалб ды долаш Даьлла ца1 веш Элча бакъ веш из деррига хьайца долаш Хьанза хоза сана дика йолаш, массанаьна езаш йолащ, Эзар синош кхеллача дийнахь, рузкъаш язъяча хозача дийнахь, дото кьоаламца дошо шаькьаца язбаь хилба а вахарца лелабу никъ, Сиглах ца къаьста оалхазар сана хих ца кьаьста чкъаьра сана Аллах1о хьайн дезач хьамах ма къоаст йойла хьо далл даькьал йойла хьо

Батарга доамадаг батар ваца темерга дехьартой доат хо, ай батарарахь тхокхо теарбат доат.

Жийрга доамадаг жийр ваца темерга дехьартой доат хо, ай жийрарахь тхокхо теарбат доат.

Тахана хьо ваьча денца даькъал вувца аз! Къахетаме волача везача вай Далла укх дунент1а мел лел саг цец воалаш аьттув боакхалба хьа массадолча хьаман т1ехь! Дунен малх баларца, сайран малх чубузарца, цу лоам чура доаг1а шийла шовда санна кхоачалург доацаш ираз хилда хьа! Иман, ислам долаш, барт беза болаш, массаболча наха везаш хилва хьо! Дала ше 1илмангахь сов ваьккха, Ялсмалера совг1ат лолда хьон! Гаргарча наха къаьста б1арг ца белхаш, бусулба дына т1ера воалаш, хьона ма хетта вахар хилда хьа! Кхьаь хьама эш ма волва хьо: Аллах1 раьза волча рузкъахи, сийрдача вахарахи, дог ц1енача новкъастахи! Кхьаь хьамах лораволва хьо: Баьдеча фусамех е, ийман доацаш дезалах е, дагабоацача балех е! Везан Даьла, Нанас бера телаш санна вахаро йовхал телийла хьон! Дала даькъал волва хьо! Дала хьа дег мел латта дика хьам кхоачаш долда хьа!

Аз даькъал дувца шо шун кхалнаьх ц1айца! Шун дег мел латт хьам Дал къоабал долда Ираз, аьттув болаш, рузкъа, беркат долаш вахар хилда шун! Могаш-маьрш долаш, Дог делаш дахалда шо! Шоан дукха без нах массехан уллув болаш, цар дог делдеш вахар хилд шун!

Дал даькъаьл йойла хьо! Хьа дег мел латт хьам Дал къоабал долд , Ираз, аьттув болаш, рузкъ, беркат долаш вахар хилд Хьа! Могаш-маьрш йолаш, Дог делаш яхийл хьо! Хьон дукх без нах массехан уллув болаш, цар дог делдеш вахар хилд Хьа!

Тахана хьо яча денза даькъала ювца аз Къахетаме волча везача вай Дала укх дунентӀа мел лел саг цец воалаш аьттув боакхалба хьа массадолча хьаман тӀехь! Дунен малх баларца , сайран малх чубузарца , цу лоам чура доагӀа шийла шовда санна , кхоачалург доацаш ираз хилда хьа! ❣ Иман, ислам долаш, барт , безам болаш, массаболча наха езаш хила хьо! Дала ше Ӏилмангахь сов яккха , Ялсмалера совгӀат лолда хьон! Гаргалча наха къаьстта бӀарг ца белхаш, бусулба дына тӀера йолаш, хьона ма хетта вахар хилда хьа! Кхаь хьама эш ма йойла хьо : АллахӀ ряза волча рузкъахи , сийрдача вахарахи , дог цӀенача новкъастахи ! Кхаь хьамах лорайойла Дала : Баьдеча фусамех е , ийман доацаж дезалах е, дагабоацача балех е! Везан Даьла, нанас бера телаш санна вахаро йовхал телийла хьон! Дала даькъал йойла хьо! Дала хьа дег мел латта дика хьам кхоачаш долда хьа!

АЛЛАХЬО даькъаьл йойл хьо! Хьа дег мел латт хьам Дал къоабал долд , Ираз, аьттув болаш, рузкъ, беркат долаш яхар хилд Хьа! Могаш-маьрш йОЛАШ , Дог делаш ЯХИЛ хьо! Хьон дукх без нах массехан уллув болаш, цар дог делдеш вахар хилд Хьа Къахетаме волача везача вай Далла укх дунент1а мел лел саг цец воалаш аьттув боакхалба хьа массадолча хьаман т1ехь!Дунен малх баларца, сайран малх чубузарца, цу лоам чура доаг1а шийла шовда санна кхоачалург доацаш ираз хилда хьа!Иман, ислам долаш, барт безам болаш , массаболча наха езаш хил хьо! Дала ше 1илмангахь сов якха, Ялсмалера совг1ат лолда хьон! Гаргалча наха къаьста б1арг ца белхаш, буссулба дына т1ера йолаш, хьона ма хетта вахар хилда хьа! АЛЛАХЬО хьама эш ма йола хьо:Аллах1 раьза волча рузкъахи, сийрдача вахарахи, дог ц1енача нахах йойла хьо ! АЛЛАХЬО Кхьаь хьамах лора йола хьо:Баьдеча фусамех е, ийман доацаш дезалах е, дагабоацача балех е! Везан Даьла, нанас бера телаш санна вахаро йовхал телийла хьон! Дала даькъал йола хьо! Дала хьа дег мел латта дика хьам кхоачаш долда хьа!Дала денгар ди мел доала дог делар совдувлаш!


Как известно, в праздничные дни принято говорить теплые слова и поздравления. Давайте посмотрим, как поздравляют ингуши друг друга с тем или иным праздником.

Желаю тебе (вам) счастья!- АЗ ДАЬКЪАЛВУВЦ (ДАЬКЪАЛЪЮВЦ- к женщине, ДАЬКЪАЛДУВЦ-МНОЖ. ЧИСЛО) ХЬО (ШО)! ИРАЗ ХИЛДА ХЬА ( ШУН)!

Желаю тебе (вам) крепкого здоровья!- МОГАШ-МАЬРША ХИЛВА (ХИЙЛА-К ЖЕНЩИНЕ, ХИЛДА- МНОЖ. ЧИСЛО) ХЬО (ШО)!

Желаю тебе (вам) успеха!- АЬТТУВ ХИЛБА ХЬА (ШУН)!

Желаю тебе (вам) всего хорошего! — ДИКА МЕЛ ДАР ХИЛДА ХЬОНА ( ШОАНА)!

Желаем тебе (вам), чтобы в новом году сбылись все Ваши мечты!- КЕРДАЧА ШЕРА ХЬА (ШУН) ДЕГ ЧУ МЕЛ ЛАТТАР КХОАЧАШХИЛДА!

Мира, удачи и счастья!- БАРТИ, АЬТТУВИ, ИРАЗИ ХИЛДА ХЬА!

Моя дорогая мама, я поздравляю тебя!- СА ХЬАМСАРА НАНА, АЗ ДАЬКЪАЛЪЮВЦ ХЬО!

Пусть АЛЛАХ даст тебе добра, счастья, успеха и здоровья!- ДИКАХЕТАР, ИРАЗ, АЬТТУВ, МОГАШАЛ ЛОЙЛА ХЬОНА ДАЛЛА!

Желаем, чтобы в жизни тебе сопутствовала удача, и все мечты сбывались!- ВАХАРЦА АЬТТУВ ХИЛБА ХЬА, ДЕГ ЧУ МЕЛ ЛАТТАР КХОАЧАШХИЛДА ХЬА!

Да хранит тебя Аллах!- ДАЛА ЛОРАВОЛВА (ЛОРАЙОЙЛА) ХЬО!

Желаем Вам долгих лет жизни!- ДУККХАЧА ШЕРАШКА ДАХАЛДА ШО! или:

Пусть АЛЛАХ продлит твои годы! — ДАЛЛА ХА ЙIАЬХЙОЙЛА ХЬА!

ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ОКОНЧАНИЕМ ПРАЗДНИКА РАМАДАН — МАРХА КЪОАБАЛДУВЦАР!

Поздравляем с окончанием священного месяца Рамадан. Пусть Аллах наградит Вас за Ваш труд!- МАРХА КЪОАБАЛДОЛДА ШУН, ХЬИЙГА ХАЛО МАЬЛЕХЬА ЯЗЙОЙЛА!

Пусть Аллах воздаст и Вам! И наградит Вас тоже за Ваше усердие!- ДАЬЛА РАЬЗА ХИЛВА ШОАНА! ШУН А ХИЛДА МАРХА КЪОАБАЛ!

ДЕХКА А ДАСТА А Т1АДОАГ1А ШУ МАЬРША ДОАГ1АЛДА!
ВНИМАНИЕ!

Данное выражение при переводе на русский язык теряет свою стилистическую окраску, поэтому наилучшим является перевод, приведенный нами ниже. Буквальный перевод этого выражения такой: ПУСТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД БУДЕТ СЧАСТЛИВЫМ ДЛЯ к гостю.</i>ТОГО, ЧТОБЫ ДЕРЖАТЬ ПОСТ
И РАЗГОВЛЯТЬСЯ.
Спасибо за подарок! БАРКАЛ ХЬОНА, СОНА СОВГIАТ ДАРА!
СЛОВАРЬ УРОКА:

Подарок — СОВГIАТ

Счастье — ИРАЗ

Здоровье — МОГАШАЛ

Успех — АЬТТУВ

Похожее


Праздник — ЦIАЙ

Афонин Юрий ВячеславовичПервый заместитель Председателя

ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий

ВячеславовичПервый заместитель Председателя

ЦК КПРФ, депутат Госдумы

Уважаемые товарищи!Хочу передать вам самые теплые приветствия лидера КПРФ и народно-патриотических сил России Геннадия Андреевича Зюганова и его поздравления со 100-летием создания ингушской организации Коммунистической партии и Ингушской автономной

области.Эти юбилейные мероприятия важны для правильного понимания истории нашей страны, особенно истории советской национальной политики. Это понимание, в свою очередь, имеет большое значение для выработки оптимальной национальной политики в современной России. А правильная национальная политика – это то, что должно обеспечивать устойчивость нашего государства в нынешних сложных

исторических испытаниях.Россия – уникальная страна. В ней живут около 200 народов. Живут вместе уже века. Вопросы межнациональных отношений весьма непросты. Сегодня существуют весьма разные взгляды на то, какой должна быть национальная политика. Это связано, в том числе, с разными взглядами на историю нашей

страны.Сейчас мы все чаще наблюдаем откровенное воспевание Российской империи. Будто бы это было почти идеальное государство. В том числе якобы оно прекрасно решало национальный вопрос. А потом пришли революционеры и разрушили

его.Мы последовательно противостоим такому взгляду. И не только потому, что он искажает историю. Но и потому, что из такого взгляда на национальный вопрос можно сделать очень опасные выводы. Если эти выводы положить в основу национальной политики, то это будет

угрожать межнациональному миру.Современные коммунисты ценят все достигнутое в разные периоды тысячелетней истории нашей страны. Но игнорировать исторические факты нельзя. Дореволюционная Россия вовсе не была идеальным государством. И национальный вопрос в ней решался далеко не лучшим образом. Это и стало одной из важнейших причин разрушения этого

государства.Конечно, дореволюционная буржуазно-помещичья Россия не могла обеспечить достойного культурного развития даже русскому народу. Достаточно сказать, что, по данным единственной проведенной до революции всероссийской переписи населения, 79% подданных Николая II были неграмотными. Лишь 21% умели читать и писать. Но этот процент грамотных еще и очень сильно разнился по частям империи. 21% грамотных – в среднем по стране. Но на Кавказе – всего 12%. А в Средней

Азии – всего 5%.Дореволюционная власть очень подозрительно относилась к развитию школьного образования на национальных языках. Она совершенно не стремилась обеспечить широкого развития культур множества народов, населявших империю. Очень мало книг, газет и журналов выпускалось на национальных

языках.На национальных окраинах было намного меньше, чем в центре страны, врачей и больниц. В результате здесь была намного выше младенческая, детская и материнская

смертность.Таким образом, ни о каком равноправии народов, ни о каких равных возможностях для людей разных национальностей в дореволюционной России говорить не приходилось. Неудивительно, что в Российской империи развивалось не только революционное, но и национальное

движение.Российская империя не была самостоятельным государством в экономическом плане. Она сильно зависела от иностранного капитала, от западных кредитов. Именно это во многом предопределило вступление России в Первую мировую войну. Царская Россия, как подчеркивает лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, пошла воевать за интересы банкиров Парижа

и Лондона.В этой войне буржуазно-помещичья Россия надорвала свои силы и начала рушиться, рассыпаться. Сразу после падения монархии на всех национальных окраинах стали возникать центры власти, сформированные местными националистами, которые лишь номинально признавали власть в Петрограде. Конечно, эти буржуазные националисты не несли ничего хорошего своим народам. Они хотели вывести их из состава России и ради этого готовы были пойти в услужение к внешним силам. Эти разномастные националисты шли служить интервентам: германским, австрийским, турецким, английским, французским, польским и так далее. Созданные на окраинах распавшейся империи националистические правительства легко попадали в зависимость от иностранных держав, заключали с ними абсолютно кабальные договоры, отдававшие все богатства этих территорий на десятилетия вперед в

распоряжение иностранных капиталистов.Когда народ под руководством большевиков совершил Октябрьскую революцию, когда большевики укрепили свою власть в центре страны, практически все национальные окраины уже фактически были отторгнуты от России. Там распоряжались созданные местными националистами органы

власти.На повестку дня встало воссоздание единства страны. Это было совершенно необходимым. Ведь многочисленные иностранные интервенты уже были готовы разорвать нашу страну на куски и эксплуатировать эти куски как колонии

и полуколонии.Единственной политической силой, которая смогла восстановить единство страны, стали коммунисты. Но они восстановили страну как союз национальных республик. А внутри этих республик еще и

создали национальные автономии.Сейчас некоторые упрекают Ленина и большевиков в том, что они не воссоздали единство страны в форме унитарного государства. По мнению этих критиков, надо было снова везде сделать однотипные губернии, а на окраинах – и вовсе генерал-губернаторства, где вся власть – у присланного из столицы генерала, а у местного населения нет никаких

прав.Это крайне близорукий взгляд. Российская империя потому и распалась, что игнорировала рост национального самосознания входивших в нее народов. А в условиях Гражданской войны, интервенции и подъема национального самосознания народов воссоздать единое государство как унитарное было просто невозможно. Народы этого не приняли бы. Гениальный Ленин очень ясно уловил эту суть исторического момента и выступил за создание национальных республик, которые потом были

объединены в СССР.При этом, проводя границы национальных и автономных республик, большевики очень внимательно было и не о национальном и языковом составе населения всех территорий. Советская власть исходила могло быть анекдотов

о теще или о тесте.Если зять, как представитель другой фамилии, считается почетным родственником, и к нему относятся уважительно и бережно, то именно на его сына или на его дочь, которые являются кровными племянниками, ложится большая ответственность за помощь родственникам по материнской линии. Даже в преклонном возрасте человек, зная степень родства, будет помнить всегда Со йиши воI ва (Я — племянник). Племянник никогда не сядет за один стол со своим дядей по матери. Где бы ни находился ингуш: в гостях, в другой стране или даже в поезде, узнав, что его собеседник

— однофамилец или родственник его матери, он непременно уступит ему более почетное место. Племянники, не соблюдающие сложившийся этикет, вызывают неуважение к себе.У ингушей есть свой кодекс гостеприимства. «Гость превыше всего», «Гость — от Бога», — часто говорят в народе. Подчеркнутое уважение к гостю проявляется в

том, что его сажают на самое почетное

место в комнате, которое как раз находится в максимальном удалении от входа. Даже если он младше по возрасту, чем глава дома, ему все равно достанется и почетное место, и всеобщее внимание домочадцев. А хозяин, сидя ближе ко

входу, следит за соблюдением этикета по отношению право – учить детей на родном языке, советские ученые создали письменность для языков, у которых ее не было. А также новые алфавиты для тех языков, у которых прежние системы письменности плохо соответствовали фонетическому строю.

Всего в 1920-30-е годы советские ученые создали письменность для примерно 50 языков.

До революции ингушский язык имел письменность на основе арабского алфавита, который мало подходил к фонетике ингушского языка. Для этой письменности даже не было выработано стандартной орфографии. А грамотных среди ингушей было только 3%.

При Советской власти в 1920-е годы была создана ингушская письменность на основе латиницы, а в 1930-е годы – на основе кириллицы, которая используется до сих пор.

Во-вторых, в рамках политики коренизации Советская власть начала массовое издание книг, газет, журналов на национальных языках, а потом и радио- и телевещание на них. Также создавались театры, где спектакли ставились на национальных языках. В результате представитель любой национальности получал не только возможность учиться на родном языке, но и доступ на этом же языке ко всему культурному наследию человечества. Это был просто огромный прорыв к богатствам культуры.

В том числе, конечно, и для ингушского народа. Ведь до революции в Ингушетии не было издано ни одной книги на ингушском языке. Всего несколько книг на ингушском с использованием арабского алфавита было издано в Турции.

До революции на ингушском языке не выходило ни одной газеты. А при Советской власти в 1923 году была основана первая ингушская газета «Сердало», которая и сейчас является главной газетой республики. Также уже с первых лет Советской власти на ингушском языке начали печататься буквари и учебники, книги и брошюры. К 1940 году грамотность среди ингушей смотрели на данные исторических реалий.

Коммунисты сразу попытались создать оптимальные условия для национального развития всех народов, в том числе народов Северного Кавказа. Как известно, на Северном Кавказе сначала была создана Горская Автономная Социалистическая Советская Республика. Затем в соответствии с национальным составом тех или иных территорий из Горской АССР были выделены

национальные образования разных народов. В их числе 7 июля 1924 года была образована Ингушская автономная область. Также была создана и ингушская партийная

организация, 100-летие которой мы сейчас отмечаем.С первых лет своего существования Советская власть стремилась максимально разумно наладить жизнь нашей огромной страны, в том числе в плане национальных

отношений. Сейчас пытаются подвергать нападкам советскую политику коренизации 1920-30-х годов. Договариваются до того, что это была прям какая-то «дерусификация».Но это ложь. В чем заключалась советская политика коренизации?Во-первых, в том, что каждый народ получал возможность учить детей в школе на родном языке. До революции такая возможность была у немногих, после революции – это стало доступным для всех.Чтобы дать всем народам это важнейшее школах СССР. Также продвигается установка, что управленческие кадры в национальных и автономных республиках должны, помимо национального языка, владеть и русским языком.

И сегодня русский язык и русская культура являются важнейшими скрепами нашего государства. КПРФ видит своей задачей сохранение и укрепление позиций русского языка. С 2011 года, по инициативе депутатов-коммунистов, учрежден общенациональный праздник – День русского языка, который отмечается в день рождения Александра Сергеевича. КПРФ уже много лет проводит Пушкинские дни. В этом году они были проведены на Северном Кавказе – в Карачаево-Черкесии.

Мы безусловно признаем, что в истории отношений Советской власти и ряда народов были сложные страницы. Были приняты некоторые ошибочные решения. Но давайте посмотрим на историческую картину в целом.

Все-таки именно советская национальная политика, основы которой были заложены Лениным, в течение многих десятилетий обеспечивала межнациональный мир на огромных просторах от Карпат до Тихого океана. Обеспечивала сплочение нашего многонационального народа во время Великой Отечественной войны и в других великих свершениях.

А разрушение нашей общей Родины – Советского Союза – было связано вовсе не с советской национальной политикой, а с тем, что от нее отказались. С тем, что предательская политика Горбачева позволила повсеместно вылезти на свет божий националистам, которые начали разжигать межнациональную рознь, стравливать народы, проталкивать сепаратистские идеи. Конечно, все это было прямо связано с реставрацией капитализма. Предатели дела социализма в каждой республике хотели сами приватизировать огромную общенародную собственность, поэтому и покровительствовали национализму.

Сегодня Россия подвергается тяжелейшим историческим испытаниям. Западный империализм ведет против нас тотальную гибридную войну. Поставки оружия киевским нацистам – лишь малая часть этой войны. В рамках этой гибридной войны последовательно осуществляется «накачка» националистических и сепаратистских проектов практически во всех частях Российской Федерации. Доказано, что, например, провокаторами событий в Дагестане выступали определенные зарубежные подрывные центры.

Все эти националисты и сепаратисты прямо-таки ждут любых действий власти, которые можно истолковать как ущемление прав из имевшихся объективных составляла 92%. Сравните это с 3% до революции.В-третьих, в рамках политики коренизации была поставлена задача – обеспечить всем народам возможность общаться с

властью, решать свои дела в государственных органах на родном языке. Поэтому было установлено, что в национальных республиках для государственных служащих владение местным языком является обязательным. Тоже совершенно разумная и справедливая мера. Что против нее можно возразить?Поэтому советская политика коренизации, которую сегодня пытаются шельмовать, означала на самом деле колоссальный рывок вперед в развитии народов нашей страны.Да, как в любом большом деле, в процессе коренизации случались националистические перегибы. Они были связаны с проникновением в

органы власти националистов. Но с этим решительно боролись на протяжении всей советской эпохи.В первые два десятилетия Советской власти в рамках политики коренизации решалась задача повышения статуса языков национальных меньшинств. Когда же это было достигнуто, руководство СССР поставило не менее важную задачу – сделать русский язык эффективным средством межнационального общения для всей огромной страны. Поэтому с конца 1930-х годов изучение русского языка становится обязательным во всех на освобожденные территории. Мы отправили уже 127 конвоев и будем продолжать эту работу.

В особых условиях развития страны, созданных западными санкциями и специальной военной операцией, власть вынуждена все чаще признавать правоту коммунистов. Все чаще принимаются законы и решения, которые фактически воплощают давние программные предложения КПРФ. Мы убеждены: будущее нашей страны – за социализмом!

Мы считаем, что деятельность Ингушского республиканского отделения КПРФ в полной мере служит решению задач, стоящих сегодня перед Ингушетией и страной в целом. Хочу поблагодарить Ингушскую партийную организацию, первого секретаря рескома Хамзата Тугановича Кодзоева, весь партийный актив за ту большую работу, которая проделана с 2021 года – за период после прошлой отчетно-выборной конференции. Воссозданы местные партийные отделения во всех городах и районах республики. Ингушская партийная организация активно развивается и прирастает новыми бойцами. Растут комсомол и пионерия. Спасибо вам за работу, товарищи! Так держать!


Your browser is out of date

This may cause VK to work slowly or experience errors.
Update your browser or install one of the following:

Chrome

Opera

Firefox


Хьа Са, хьа б1аргаш, хьа оамалаш, хьа уйлаш, хьун езар хьун дезар а сатийсар, а сатувсар, хьа вежари, хьа йижари, хьа гаргал нах, иман ислам бусалб ды долаш Даьлла ца1 веш Элча бакъ веш из деррига хьайца долаш Хьанза хоза сана дика йолаш, массанаьна езаш йолащ, Эзар синош кхеллача дийнахь, рузкъаш язъяча хозача дийнахь, дото кьоаламца дошо шаькьаца язбаь хилба а вахарца лелабу никъ, Сиглах ца къаьста оалхазар сана хих ца кьаьста чкъаьра сана Аллах1о хьайн дезач хьамах ма къоаст йойла хьо далл даькьал йойла хьо

Почему в ингушском языке нет фразы «С днем рождения»?

Дело в том, что ингуши никогда не делали особого акцента на дне рождения. Долгое время, пока не было письменности, запоминали только приблизительное время появления человека того или иного народа. Для них это было бы настоящим подарком. Поэтому в стране сейчас должна проводиться исключительно продуманная национальная политика.Мы убеждены, что эта национальная политика должна опираться на основы, заложенные в советскую эпоху. Должно всемерно обеспечиваться сохранение и развитие национальных языков и национальных культур. КПРФ не раз рассматривала вопросы национальной политики на пленумах Центрального комитета. Эти вопросы постоянно раскрывает в своих

Почему при появлении старших нужно вставать и не садиться в их присутствии?

выступлениях лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов. Ленинские идеи, советский опыт национальной политики, предложения современных коммунистов – это то, что способно обеспечить межнациональный мир, сохранение и развитие нашей великой и прекрасной страны!Также необходимо отметить, что коммунисты сегодня делают все для победы России в противостоянии с западным империализмом – той темной силой, которая пытается подорвать межнациональный мир в

Почему никогда не обращаются к старшим по отчеству?

нашей стране и разрушить наше государство. Каждая наша партийная организация отправила самых мужественных своих сынов на фронт специальной военной операции. Мы – сражающаяся партия. 84 коммуниста и комсомольца пали в боях. Хочу также поблагодарить наши парторганизации Северного Кавказа за самое активное участие в формировании гуманитарных конвоев, которые КПРФ направляет нашим воинам и выделиться чем-то хорошим или, наоборот, совершить недостойный поступок, как его тут же назовут по отчеству. Это напоминание о высоком уровне ответственности.

Почему ингушские женщины (независимо от возраста) всегда уступают мужчинам дорогу?

В былые времена, когда предки ингушей жили в горах, на пути всегда могла подстерегать опасность: узкие тропы, обвалы, звери. И мужчина, как защитник, шел впереди. Со временем это закрепилось в быту и получило скорее символическое значение: уступая дорогу мужчинам, женщины как бы перекладывают на плечи мужчин функцию защитника, в том числе и защитника родины. Мужественность для ингушей значит очень много: никогда ингушка не позволит своему сыну заниматься женским трудом — уборкой дома, мытьем посуды — и будет с детства растить в нем мужчину. С малых лет в мальчике должно быть заложено чувство ответственности за семью, народ и отечество.

Почему теща и зять у ингушей никогда не общаются?

Зять и теща действительно избегают встреч друг с другом. На свадьбе они не пересекаются, потому как в Ингушетии этот праздник проходит раздельно в двух домах: в доме невесты и в доме жениха. Да и после этого новые родственники никакого общения не поддерживают. При этом при необходимости зять вхож в родительский дом жены, но и для этого создаются специальные условия. Например, теща и тесть уходят в другое помещение, а зять учтиво и аккуратно проходит в дом. Как бы там ни казалось, этот обычай говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых. Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус. Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать им поддержку. Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не на свет: например, «ранней весной», «во время косьбы» или «после прополки» и т. д. Отмечать этот день до сих пор считается не очень скромным, как и привлекать

Почему у ингушей «племянник никогда не стареет»?

внимание к своей персоне, каких бы ты ни достиг высот. Сегодня для поздравления, как правило, используется фраза Дала дакала волва/йойла хо, что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Хотя все чаще можно услышать и другое поздравление: Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз, что значит «Благословляю тебя с днем рождения». В исламе отмечать его также не поощряется, считается, что в этот день человек просто становится на год ближе к смерти.Это дань уважения к старшим по возрасту. «Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. Решая вопросы жизни семьи и общества, всегда принято считаться с мнением старших. Вставать при появлении старших независимо от национальности — и мужчин, и женщин — обязанность каждого ингуша. Не принято не только садиться, но тем более сидеть с ними, трапезничать за одним столом. Это проявление уважения

Почему при приеме гостей хозяин сидит на самом непочетном месте — у выхода?

и скромности. Исключение может быть одно: если младший по возрасту — ваш гость.В ингушском языке отчество предшествует имени. Так, Адл Мохмад в русском варианте — Магомед Адлиевич. Однако в обществе не принято было обращаться по имени и отчеству друг к другу: не только к старшим — ни к кому. Это правило — напоминание о равенстве людей и ответственности за слова, дела и поступки. У нас в народе говорят: «Все друг друга знают». Это не следует понимать буквально, но стоит человеку

Почему гостей встречают фразой «Пусть ваш приход будет свободным»?

Через фразу "Марша доагалда шо" передан посыл: хорошо, что вы пришли к нам по доброй воле, а не по необходимости. Однако выражение также используют и в более общем смысле — например, в адрес человека, который в момент речи присоединился к компании. Уходящим же вслед говорят: Марша лелалда шо, что в смысловом переводе будет звучать так: «Пусть ваш уход от нас и жизнь в целом будут свободными».

Почему в Ингушетии нельзя просто так взять и выпить стакан воды?

Отношение к воде у ингушей всегда было священным. Прежде чем сделать глоток, человек, находящийся в обществе, непременно предложит воду другим, сопровождая фразой «Хий молли оаш?» (Будешь воду?). Это часть этикета, проявление дружелюбия и заботы друг о друге. Издревле сохранился обряд, когда невеста, как новый член семьи, приносила воду из родника в свой новый дом, заливала ее в общим котел и угощала всех водой, получая с этого дня признание. Кроме того, вопрос Хий молли оаш? всегда сопровождается жестом — протянуть стакан. Так принято, что обычно воду обеспечивает младший по возрасту, а первыми ее всегда пьют старшие. Старший у младшего может взять стакан с водой, а вот младший у старшего — никогда. Он откажется, но когда старший завершит, то младший тоже может выпить воды.

Почему по четвергам ингуши угощают своих соседей?

Каждый четверг ингуши-мусульмане, поминая умерших, дают милостыню — или, как ее здесь называют, саха — в виде продуктов и сладостей, лепешек (чапильги). В первую очередь угощают соседей. Непременно соседу, живущему справа, затем — слева и напротив. Количество дворов, которые угощают, могут быть от трех и больше, но обязательно нечетное число. Даже если никого нет дома, саха оставляют в пакете на ручке двери или передают через кого-то. По значимости сосед приравнивается к родственнику. Забота о ближних знакома ингушам еще до принятия ислама. Об этом говорят народные выражения, например «Ты не можешь поужинать и лечь спокойно, если голоден твой сосед».
Спасибо всем кто дочитал, и тем кто не смог осилить столько букв =)


Поздравление на ингушском языке с днем рождения

Информация получена с сайтов:
, , , , , , ,